Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Обучающее изложение - Русская орфография как система правил
Цель работы. Потренировать учащихся в умении письменно излагать текст-повествование и составлять текст-описание.
I. Смысловой анализ текста.
1. Выразительное чтение и обсуждение содержания текста.
Попросим ребят ответить на следующие вопросы:
1) Почему ребята полюбили берёзу и относились к ней как к живому существу?
2) Почему рыбак Прокопий сразу откликнулся на просьбу ребят?
3) Как ребята ухаживали за деревом?
После обсуждения содержания предложим ребятам определить тему текста («Спасение берёзы») и его идею (Ребята оказались верны дружбе с берёзой и сделали всё возможное для её спасения (сумели найти понимание у взрослых, посадили берёзу на прежнее место и, даже когда летом листья берёзы пожелтели, не отступились и продолжали за ней ухаживать). Автор стремился донести до читателя мысль о том, что нужно быть благодарными природе за радость, которую она приносит, и помогать ей, если она в этом нуждается. Это в силах людей, и это сделает их счастливее.)
{ф}2. Составление вопросов к тексту.
Предложим шестиклассникам после обсуждения текста и сопоставления его содержания с пунктами плана составить по каждой части вопросы. Вопросы могут звучать примерно так:
Часть 1. 1) Где росла берёза?
2) Как берёза спасала летом ребят от жары?
3) Какое настроение создавала берёзка осенью?
4) Как ребята зимой играли с деревом?
Часть 2. Что произошло весной?
Часть 3. 1) Почему рыбак дядя Прокопий сразу откликнулся на просьбу ребят?
2) Кто ещё помог ребятам в спасении берёзы?
3) Как ребята ухаживали за деревом?
4) Какой была благодарность берёзы?
II. Анализ композиционных особенностей текста.
Попросим шестиклассников определить тип речи текста (повествование с элементами описания) и определить основные композиционные элементы этого небольшого рассказа: завязку (берёза оказывается в воде), кульминацию (ребята вновь сажают берёзу и испытывают страх за неё, так как листья её желтеют) и развязку (берёза вновь зазеленела).
III. Составление текста-описания (работа с заданием 2).
Чтобы облегчить шестиклассникам работу по составлению описания, можно предварительно совместно подобрать эпитеты, которые ребята смогут использовать.
Берёза – белоствольная, тонкоствольная, стройная, высокая, ветвистая, нарядная, развесистая, раскидистая, светлая; весёлая, задумчивая, ласковая, милая; русская …
Ветви – гибкие, тонкие, сильные …
Листва – зелёная, яркая, пышная, густая, резная …
Ствол – белый, прямой, светлый …
{ф}IV. Орфографический и пунктуационный анализ текста.
По усмотрению учителя проводится орфографическая работа с двумя-тремя (на выбор) группами слов (форм слова):
- с безударными гласными в корне ((на) краю, становилось, определяли, уцепившись, полоскала, бригадир, разрешил, лошадь, вытянули, осторожно, телега, отвезли, посадили, пожелтели, поливали),
- с чередующимися гласными в корне (забирались, положили, выкопали);
- с парной согласной в корне (берёзка, лошадь, повозка);
- с приставкой при- (прибежали, пришла);
- с суффиксом –ива-/-ыва- (усаживались, прокладывали);
- с орфограммой «Буквы е-и в безударных падежных окончаниях существительных» ((у) берёзки, (от) деревни, (к) дяде).
Проводя частичный пунктуационный анализ текста, обратим особое внимание шестиклассников на оформление прямой речи.
V. Написание изложения с элементами сочинения (задание 3 упр. 90).
Д. з.: упр. 14, 75.