Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год
РАЗРЯДЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ: КАЧЕСТВЕННЫЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ И ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
✓ 1. Прочитайте отрывок из стихотворения. Выучите его наизусть и запишите по памяти. Проверьте себя. Укажите разряд всех прилагательных.
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колёс на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнёт кобылица
Над равниною красным хвостом.
(С. Есенин)
✓ 2. Обозначьте разряд прилагательных в словосочетаниях, учитывая их значения.
Золотое кольцо, золотые руки, барсучья нора, барсучий жир, мамин дом, материнский инстинкт, материнский капитал, лисья шуба, лисий хвост, городские ворота, городской житель, молодой человек, молодое вино, каменное лицо, каменный дом, небесный свод, небесный цвет, солнечный свет, солнечный удар, непыльная работа, пыльная дорога.
✓ 3. Напишите диктант. Выполните задания.
Уэб всегда был угрюмым медвежонком, а несчастья сделали его ещё более мрачным. Казалось, что всё было против него. Он старался не выходить из леса. Днём Уэб искал пищу, а ночь проводил в дупле дерева. Однажды вечером его дупло занял дикобраз, ростом с него самого и колючий, как кактус. Медвежонок ничего не мог с ним поделать и должен был покинуть своё жилище.
Как-то раз Уэб спустился к реке поискать вкуснейших кореньев, которые показывала ему мать. Однако не успел он приняться за работу, как из норы в земле выскочил какой-то серый зверь и с ворчаньем и шипеньем бросился на медвежонка. Это был барсук. Уэбу он показался самым свирепым животным, к тому же Уэб был болен и хром. Он поспешно заковылял прочь и не остановился до тех пор, пока не дошёл до перевала в соседнее ущелье. Но тут его заметил койот и побежал за ним, подзывая ещё одного койота. Уэб влез на ближайшее дерево, койоты прыгали и лаяли внизу. Но вскоре они поняли, что на дереве сидит серый медвежонок и, значит, где-нибудь поблизости должна быть медведица. Им даже показалось, что они слышат грозный медвежий рык. Поэтому они сочли за лучшее оставить его в покое.
(По Э. Сетону-Томпсону)
Задания
1) Выпишите все прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.
2) У всех прилагательных второго абзаца обозначьте разряд.
3) Третье предложение первого абзаца разберите по членам.