Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. М. Разумовской - 2015 год
Имя прилагательное - ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ - ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
№ 18. Тема: Морфологические признаки имени прилагательного
Задание 1. Надпишите над прилагательными разряд: качественное, относительное или притяжательное.
Стальной прут, стальные нервы, весенняя капель, весеннее настроение, малиновое желе, малиновый цвет, глухой старичок, глухой согласный звук, рыбный суп, рыбий жир, медвежья походка, медвежья берлога.
Задание 2. Образуйте от прилагательных краткую форму.
Интересный — __________________________________
Ответственный — _______________________________
Чистый — ______________________________________
Задание 3. Вставьте в предложения пропущенные слова.
Краткие прилагательные изменяются по ___________________ и ___________________.
Краткие прилагательные не изменяются по ___________________.
Задание 4. Образуйте от прилагательных все формы степеней сравнения. В простых формах степеней сравнения прилагательного красивый поставьте ударение.
Глубокий — простая форма сравнительной степени ___________________; составная форма сравнительной степени ___________________; простая форма превосходной степени ___________________; составная форма превосходной степени ___________________.
Красивый — простая форма сравнительной степени ___________________; составная форма сравнительной степени ___________________; простая форма превосходной степени ___________________; составная форма превосходной степени ___________________.
Задание 5. Определите форму прилагательных (число, род (в единственном числе), падеж).
В льняном платье — ___________________; к входной двери — ___________________; между родными братьями — ___________________.
Задание 6. Заполните пустые строчки в морфологическом разборе имени прилагательного. (Некоторые строки могут быть незаполненными.)
(За) высоким (забором) — 1. Имя прилагательное, так как обозначает ___________________.
2. Начальная форма — ___________________.
3. Постоянные морфологические признаки: ___________________.
4. Непостоянные морфологические признаки: ___________________ форма, ___________________ степень сравнения, ________ число, ________ род, ________ падеж.
№ 19. Тема: Словообразование имён прилагательных
Задание 1. Рядом с прилагательными запишите слова, от которых они образованы. Определите и запишите способ словообразования.
Архисложный ← ________________ ________________ способ
Жутковатый ← ________________ ________________
Великодушный ← ________________ ________________
Нагорный ← ________________ ________________
Задание 2. От данных слов составьте словообразовательные цепочки.
Пребольшущий ← ________________ ← ________________
Ультразвуковой ← ________________ ← ________________
Связной ← ________________ ← ________________← ________________
№ 20. Тема: Правописание сложных имён прилагательных
Задание 1. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
В (научно) популярном фильм.., о (древне) русской лит..ратур.., (общественно) полезный труд, (светло) зелёные лист..ки, (паро) ходный гудок, в (юго) западном направлени.., (сине) глазые цветоч(?)ки, (свето) любивое р..стение.
Задание 2. Раскройте скобки.
Тропинка ведёт к большому (двух) этажному дому. Когда-то он был салатного цвета, а теперь — (блёкло) зелёный. К коньку крыши прибит флюгер, отдалённо напоминающий (средне) векового рыцаря в доспехах. В доме живёт худой, высоченный и (больше) носый профессор. Он часто прогуливается по лесу с (жёлто) белым фокстерьером.
(По В. Козлову)
№ 21. Тема: Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных
Задание 1. Вставьте, где это нужно, пропущенную букву н.
Мужествен..ый поступок, песчан..ый берег, старин..ая гравюра, деревян..ая ложка, соломен..ая шляпка, гусин..ое перо, стеклян..ая ваза, пчелин..ый рой, серебрян..ый браслет.
Задание 2. От данных существительных образуйте прилагательные, запишите их и выделите суффиксы, с помощью которых они образованы.
Кожа — ________________, олово — ________________, глина — ________________, петух — ________________, станция — ________________, карман — ________________, хозяйство — ________________, платье — ________________, гость — ________________.
№ 22. Тема: Употребление имён прилагательных в речи
Задание 1. Подберите к прилагательным синонимы и запишите их.
Алчный — _____________________________
Благодарный — _________________________
Выносливый — _________________________
Невзрачный —__________________________
Угрюмый — ____________________________
Задание 2. Подберите к прилагательным антонимы и запишите их.
Искренний —___________________________
Прогрессивный — _______________________
Сдержанный — __________________________
Фантастический — _______________________
Щедрый —______________________________
Задание 3. Подчеркните примеры образного употребления прилагательных, определите вид тропа, напишите его название после текста.
1) Вместе с полой водой покажутся косяки пролётных птиц. От тёплого юга до студёного моря, над всей обширной страною, будут слышны их весенние весёлые голоса. 2) Необычайно разнообразны эти лесные звуки весною. Вот с надломанной ветки берёзы упала прозрачная капля — послышался тонкий, хрустальный звон. 3) Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой увядающей листвою. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие липкие нити серебристой паутины. (И. Соколов-Микитов)
Задание 4. Составьте и запишите предложения, употребив в них фразеологизмы вавилонское столпотворение, золотые горы, с тяжёлым сердцем.
№ 23. Тема: Произношение имён прилагательных
Задание. Расставьте ударения. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю.
Безудержный, гусеничный, двоюродный, зубчатый, красивейший, кухонный, мальчиковый, мозаичный, сливовый, экспертный, юродивый.
№ 24. Тема: Текст
Задание 1. Прочитайте текст. Подчеркните в каждом предложении слова, называющие “данное”.
Гуси — птицы водоплавающие. У них длинная шея и короткие красные или оранжевые ноги. Ходят гуси важно, вразвалку. Они отлично плавают, но ныряют очень редко. Клюв у гусей массивный, плотный. Питаются они травой, листьями, плодами и семенами.
(По материалам энциклопедии “Что такое. Кто такой”)
Задание 2. Ответьте на вопросы.
Какой способ связи предложений использован в тексте?
Какие средства связи предложений использованы в тексте?
Задание 3. Исправьте в тексте неоправданный повтор слова янтарь. Замените его там, где это необходимо, местоимением или синонимами.
Янтарь
Янтарь — минерал, относящийся к числу полудрагоценных камней. Человеку янтарь известен давно. Ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение. Позже из янтаря стали приготовлять лекарства и лаки. В 17-18 веках из янтаря делали линзы для очков и луп.
Долгое время ничего не было известно о происхождении янтаря. Строились разные предположения о том, что такое янтарь. Лишь русский учёный М.В. Ломоносов правильно установил, что янтарь — это окаменевшая смола хвойных деревьев.
Янтарь встречается в различных районах земного шара. Крупнейшее месторождение янтаря находится на балтийском побережье. Здесь на янтарных комбинатах из янтаря изготовляют ювелирные изделия, получают специальное масло и кислоту.
(По материалам энциклопедии “Что такое. Кто такой”)