Суффикс (продолжение) - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Суффикс (продолжение) - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить понятие о суффиксе как значимой части слова; показать роль суффикса в образовании прилагательных; закрепить навыки морфемного разбора; развивать мотивацию к аналитической деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять суффиксы в словах; определять значения суффиксов; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Что называется суффиксом?

— Слова каких частей речи образуются с помощью суффиксов?

— Какие значения суффиксов вам известны? Приведите примеры.

2. Упр. 410 — обсуждение заглавий (“Тихий день”, “Зимний день в саду”) и вопросов.

(В это время два ученика выполняют фонетический и морфемный разбор на доске.)

3. Задание из рабочей тетради.

III. Закрепление изученного материала

1. Задание. Напишите несколько прилагательных, обозначьте в них суффиксы, определите их значение.

2. Задание. Образуйте от прилагательных, если это возможно, слова с суффиксами –оват- — -еват-, запишите их, обозначьте суффиксы.

Усталый, горький, трудный, любимый, плохой, хороший, честный, ленивый, теплый, холодный, еловый, березовый, легкий.

(Горьковатый, трудноватый, плоховатый, тепловатый, холодноватый, легковатый.)

— Почему нельзя быть “честноватым”, “березоватым”?

3. Упр. 411 — выполнение заданий (на доске и в тетрадях).

4. Упр. 412 — выразительное чтение, комментированное письмо.

5. Задание. Образуйте существительные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые встретились в упр. 412. (Лебедушка, бабушка, худышка, перышко, водичка (суффиксы -ич- и -к-), колосок, огонек и т.д.)

6. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 19, в тетрадь-словарик (конфета, корзина, костюм); образуйте от них слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Тестовое задание.

В каком слове нет суффикса -чик-?

1) переводчик;

2) батончик;

3) пончик;

4) диванчик.

IV. Занимательная лингвистика

1. Упр. 414 — обсуждение вопроса, рассуждения.

2. С помощью суффиксов образуйте от названий зверей и птиц слова, обозначающие их детенышей, и запишите их, обозначьте суффиксы.

Медведь, орел, журавль, лиса, заяц, кролик, овца, кукушка, корова, попугай, лошадь.

(Медвежонок, орленок, журавленок, лисенок, зайчонок, крольчонок, ягненок, кукушонок, теленок, жеребенок.)

— От каких слов названия детенышей образуются с другим корнем? (Ягненок, теленок, жеребенок.)

— От какого слова не образуется название детеныша? (Попугай. Слово попугайчик обозначает взрослую птицу: волнистые попугайчики.)

V. Подведение итогов

— Какие значения могут придавать суффиксы словам?

Домашнее задание

1. § 76.

2. Упр. 413.

3. Составить таблицу “Значения суффиксов прилагательных”.

4. Рабочая тетрадь: задание 116 (с. 60).

5. Для желающих: нарисовать глокую куздру и других героев Л. Щербы (упр. 414).






Для любых предложений по сайту: [email protected]