Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Окончание - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: учить определять грамматические значения окончаний в различных частях речи: существительном, прилагательном, глаголе; развивать мотивацию к аналитической деятельности, способность к рефлексии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять окончание слова и его основу; понимать термин “нулевое окончание”; определять грамматические значения окончаний; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Вопросы.
— Что называется морфемой?
— Все ли морфемы имеют смысловое значение?
— Чем отличается окончание от остальных морфем?
— Какой раздел языкознания изучает морфемы?
— Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова?
2) Упр. 378 — пересказ текста, беседа по вопросам (в это время два ученика записывают на доске слова: первый — однокоренные, второй — формы одного и того же слова).
3) Задание из рабочей тетради.
Комментарий
Варианты заглавий текста: “Загадки природы”, “Удивительный мир”.
Однокоренные слова: животном — жить; загадка — загадочны — разгаданная.
Формы одного и того же слова: мире — мир; нами — мы; загадка — загадки; загадочны — загадочен.
2. Лингвистическая разминка.
Задание. Образуйте от слова луна новые слова с помощью разных морфем, обозначьте эти морфемы. (Лунный, луноход, прилуниться, подлунный, лунатик, лунтик и т.д.)
III. Работа по теме урока
1. Наблюдение над теоретическим материалом учебника и чтение диалога (§ 72, с. 6-8).
— Что такое окончание?
— Для чего служит окончание?
— Что обозначает окончание у имени существительного, у имени прилагательного, у глагола?
— Приведите примеры.
— Что такое нулевое окончание? У каких частей речи может быть нулевое окончание?
2. Словарная работа.
1) Запишите в тетрадь-словарик слова, помещенные в рамке на с. 8: диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон. Подберите к ним однокоренные слова.
2) Запишите в тетрадь-словарик слова, помещенные в рамке на с. 9: нет мест, много дел, выделите нулевые окончания существительных.
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 379 — комментированное письмо.
2. Упр. 380 — работа с таблицей (устно).
Комментарий
Заголовок таблицы: “Окончания существительных и глаголов в прошедшем времени”.
3. Упр. 382 — выразительное чтение, самостоятельная работа.
4. Упр. 383 — выполнение заданий (на доске и в тетрадях).
5. Тестовое задание.
В каком слове окончание не выделяется?
1) спешим;
2) пешком;
3) пешка;
4) пешеход.
V. Занимательная лингвистика
Упр. 381 — выразительное чтение, выполнение задания (устно). (Ответ. Нулевые окончания имеют слова творог, пирог, сосед.)
Дополнительный вопрос
— Как вы произносите слово, имеющее такое лексическое значение: “кисломолочный продукт, получаемый при сквашивании молока с последующим удалением сыворотки”? (Творог.)
В слове творог допускается ударение на первый слог, но рифмующееся слово пирог подсказывает правильное ударение — на второй слог.
VI. Подведение итогов
— Что нового вы узнали об окончании?
Домашнее задание
1. § 72.
2. Упр. 384, 385.
3. Рабочая тетрадь: задание 96 (с. 52).