Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Синонимы - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цель: дать понятие о синонимах; учить различать лексические оттенки синонимов; показать стилевую неоднородность синонимов, употребление синонимов в речи; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать познавательную активность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить синонимы и пользоваться ими в речи, в тексте; пользоваться словарем синонимов; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Чтение предложений с омонимами.
2) Сообщения о словах-омоформах и словах-омофонах.
3) Задание из рабочей тетради.
2. Лингвистическая разминка.
На доске записаны слова: горный, горестный, горка, пригорок, горевать, пригорюниться.
— Являются ли все эти слова однокоренными?
— Запишите эти слова в два столбика по значению корней.
— Как бы вы назвали одинаковые по написанию, но разные по значению корни? Как называются слова с такими корнями? (Омонимичные корни. Слова с омонимичными корнями.)
III. Работа по теме урока
Сегодня мы познакомимся с еще одним греческим словом, еще одним лингвистическим термином, еще одним понятием. Это слово синоним. Значение второй части слова вам хорошо известно (онима — имя), первая часть происходит от слова syn — вместе.
Синонимами называются слова, разные по написанию и произношению, но сходные по значению. Иногда значения слов-синонимов полностью совпадают: бегемот - гиппопотам, календула — ноготки (эти слова нам уже встречались). Но чаще слова-синонимы немного, а иногда и сильно отличаются друг от друга оттенками лексического значения. От этого зависит употребление слов-синонимов в речи.
— Прочитайте теоретический материал учебника (§ 68, с. 161-162).
— Интересно, всегда ли можно заменить какое-либо слово синонимом? (Обсуждение.)
Некоторые синонимы легко заменить. Можно сказать прохладный день и нежаркий день; толстая книга и объемистая книга; ругать неряху и бранить неряху. Эти синонимы можно представить в одном тексте, они различаются непринципиально.
Возьмем, например, неполный ряд синонимов лицо — лик — рожа.
— Как вы думаете, какое из этих слов имеет больше всего лексических сочетаний, какое из них нейтрально, т. е. может употребляться в любом стиле речи?
Конечно, это слово лицо.
— Какие, по-вашему, из этих слов имеют эмоциональную окраску, особую выразительность? (Примерный ответ. Лик, рожа. Эти два слова даже поставить рядом нельзя, хотя они являются синонимами. Невозможно представить их в одном тексте. Разве что они могут быть противопоставлены.)
— В каком стиле речи можно встретить слово лик! Какой лексический оттенок имеет это слово? Составьте с ним словосочетания. (Примерный ответ. В художественном стиле. Это слово имеет торжественный оттенок, употребляется, например, в словосочетаниях иконописный лик, лики святых, светлый лик.)
— Для какого стиля речи допустимо слово рожа? Какой лексический оттенок имеет это слово? (Для разговорного. Слово относится к разряду сниженной, бранной лексики.)
Заметим, что словосочетаний с этим словом не так много: страшная рожа, бандитская рожа, корчить рожи и т. д. Попробуем заменить это выразительное слово, например, в последнем словосочетании нейтральным словом лицо: корчить лица. Выражение теряет смысл.
Вывод. Синонимы имеют богатые лексические оттенки, могут обладать эмоциональной окраской, в зависимости от этого употребляются в разных стилях речи, иначе говоря, обладают стилевой неоднородностью.
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 359 — выполнение задания (устно).
2. Упр. 360 — комментированное письмо, составление предложений.
3. Упр. 361, 362 — самостоятельная работа с последующей проверкой.
4. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 163 (громадный, огромный), в тетрадь-словарик; составьте словосочетания с этими словами.
V. Подведение итогов
— Какие слова называют синонимами?
— Как вы понимаете словосочетание “оттенки лексического значения”?
Домашнее задание
1. § 68.
2. Упр. 363.
3. Рабочая тетрадь: задания 90—91 (с. 49).