Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Орфоэпия - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развивать понятие об орфоэпии и о предмете ее изучения; познакомить с орфоэпическими словарями, словарями ударений; развивать навыки фонетического разбора, орфоэпические навыки, навыки работы со словарями, с тестами, мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять предмет изучения орфоэпии; научатся пользоваться орфоэпическими словарями; соблюдать языковые нормы; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Рассказ о двойной роли букв е, ё, ю, я.
2) Упр. 314 — чтение диалога по ролям и ответ на вопрос (в это время ученик выполняет синтаксический разбор предложения на доске).
3) Задания из рабочей тетради.
2. Лингвистическая разминка.
1) Тестовые задания.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая мягкий согласный звук?
1) моДель;
2) Теннис;
3) кРем;
4) свиТер.
В каком слове звуков больше, чем букв?
1) слюда;
2) заяц;
3) подъём;
4) поешь.
2. Проведите фонетический разбор слова ателье.
III. Самоопределение к деятельности
Мы уже не раз обращались к орфоэпии — разделу науки о языке. Попробуйте догадаться, что изучает орфоэпия, с помощью ваших знаний о лингвистических терминах, с помощью подбора однокоренных слов.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа.
Слово орфоэпия произошло от греч. orthos — прямой, правильный и epos — речь. Однокоренные слова - орфография, эпос, эпический.
Орфоэпия устанавливает нормы правильной речи, фиксирует их в словарях ударений и специальных орфоэпических словарях. Маленький орфоэпический словарик есть и в конце учебника (см. приложение, с. 173: “Произноси правильно!”).
(Учитель показывает детям словари, в том числе для специалистов — дикторов радио и телевидения, для школьников, приводит 3—4 примера.)
Остановимся подробнее на словарике в учебнике.
— Найдите примеры правильного произношения согласных (конечно, музей, свитер), гласных (свёкла — не свекла! (ударный гласный [о] после мягкого [в’], шофёр); правильных ударений (каучу́к, кварта́л, столя́р).
2. Чтение диалога и теоретических сведений учебника (§ 62, с. 143-144).
3. Упр. 315 — выполнение задания (формулирование правил орфоэпии).
V. Закрепление изученного материала
1. Упр. 316 — комментированное письмо.
2. Упр. 317 — выполнение задания (устно).
3. Упр. 318 — чтение диалога, его редактирование (устно).
4. Упр. 319 — выполнение задания (устно).
5. Словарная работа.
Запишите слова, помешенные в рамки на с. 145, в тетрадь-словарик, в раздел “Орфоэпия”: повтори́ть, повтори́шь, повтори́т, повтори́те, докуме́нт, докуме́нты, инструме́нт, инструме́нты, досу́г, предме́т, киломе́тр, магази́н. Составьте предложения с этими словами (по вариантам).
VI. Подведение итогов
— Что входит в произносительные нормы?
— Почему важно соблюдать произносительные нормы?
Домашнее задание
1. § 62.
2. Упр. 319 - выполнение заданий (письменно).
3. Рабочая тетрадь: задания 73—74 (с. 42).