Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Простые и сложные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать структурные различия между простыми и сложными предложениями, способы связи между простыми предложениями в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать простые и сложные предложения; понимать связь простых предложений в составе сложного; отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения теста
III. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 231 — выборочный устный синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
2. Чтение и обсуждение творческих работ.
3. Задание из рабочей тетради.
IV. Самоопределение к деятельности
— Сравним предложения, записанные на доске: что в них общего и чем они различаются по строению? Найдем грамматические основы, составим схемы, проясним значение некоторых слов.
1. Бриз усилился и ходко гнал судно вдоль берега.
2. Небо посветлело, и на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна. (Б. С. Житков)
Общее в предложениях — их тема; в каждом предложении есть союз и. Разница: в первом предложении одна грамматическая основа, союз и связывает однородные члены — сказуемые (усилился и гнал), значит, запятая не ставится; во втором предложении две грамматические основы, союз и связывает части сложного предложения, значит, запятая ставится (Небо посветлело, и вырисовывались паруса.)
Схемы предложений:
V. Работа по теме урока
1. Словарная работа.
Бриз (от франц. brise) — местный слабый ветер, дующий днем с моря на нагретый берег, а ночью — с охлажденного берега на более теплое море.
Силуэт (от франц. silhouette) — контурное изображение кого- либо или чего-либо; очертания чего-либо, виднеющиеся вдали, в темноте, в тумане.
2. Обсуждение вопросов.
— Произносится ли первое из простых предложений в составе сложного с интонацией конца предложения? {Нет.)
— Как связаны простые предложения в составе сложного? (Они связаны по смыслу и интонационно.)
— Каким способом соединяются простые предложения в составе сложного? (С помощью союза и.)
Комментарий
Простые предложения в составе сложных, которые соединяются с помощью союза, называются союзными.
Попробуем убрать союз из второго предложения:
Небо посветлело, на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна.
Запятая, как мы видим, при этом сохраняется. С союзом или без союза она играет разделительную роль, показывая наличие двух грамматических основ.
Простые предложения в составе сложных, которые соединяются без помощи союза, называются бессоюзными.
3. Чтение диалога на с. 106—107 и определения сложного предложения на с. 107—108.
VI. Закрепление изученного материала
1. Упр. 232 — выполнение заданий (устно).
2. Упр. 234 — выразительное чтение стихотворения и анализ предложений.
3. Запись предложений под диктовку и их характеристика (выполняется на доске и в тетрадях).
Задание. Подчеркните основы, начертите схемы, подчеркните орфограммы.
1. Бриз усилился, и судно побежало быстрее. 2. Теперь рулевой напрягся и чутко прислушивался. 3. Шум приближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев. 4. Резкий порыв ветра налетел на судно, и оно стремительно повалилось на левый борт. 5. Всё совершилось мгновенно, сонные люди попадали с коек. (Б.С. Житков)
Комментарий
Предложения 2 и 3 простые, с однородными членами. Предложения 1, 4 и 5 сложные; предложения 1 и 4 союзные, 5 — бессоюзное.
Отметим и объясним орфограммы в словах бриз, побежало, напрягся, чутко, приближался, обратился, яростный, рев, резкий, налетел, повалилось, совершилось, сонные.
VII. Подведение итогов
— Что общего между простым и сложным предложениями?
— Чем различаются простое и сложное предложения?
— Что такое союзные и бессоюзные сложные предложения?
— Надо ли ставить запятую, если простые предложения в составе сложного соединяются союзом и?
Домашнее задание
1. § 46.
2. Упр. 233 устно.
3. Упр. 235.
4. Рабочая тетрадь: задание 54 (с. 30—31).