Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Обобщающие слова при однородных членах - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать постановку знаков препинания при обобщающих словах, стоящих перед однородными членами, роль обобщающих слов в речи; развивать навыки лингвистического анализа, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать обобщающее слово в предложении с однородными членами, отличать его от однородных членов; правильно использовать знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. В каких случаях между однородными членами ставится запятая, а в каких не ставится?
2. Упр. 207 — взаимопроверка.
3. Упр. 208 — чтение и обсуждение составленных предложений.
4. Задания из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
1. Задание. Найдите общее по значению слово для однородных членов.
Парта, шкаф, стул, стол (мебель); подлежащее, сказуемое (главные члены предложения, грамматическая основа); хризантемы, розы, гвоздики (цветы).
2. Задание. Подберите однородные члены, раскрывающие значение слов.
Овощи (картофель, огурцы, помидоры, репа, редиска); сельскохозяйственные животные (коровы, овцы, козы); домашние животные (кошка, собака); родственники (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат).
3. Задание. Найдите в предложениях слова с общим значением и однородные члены.
Нужен мне работник: повар, конюх и плотник.
В буфете есть разнообразная выпечка: пирожки, булки, пирожные.
Проводник выдал комплект белья: две простыни, наволочку, полотенце.
4. Сделайте вывод и подтвердите его чтением теоретических сведений (с. 96).
5. Упр. 209 — отработка правильной интонации (устно).
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 210 — комментированное письмо.
2. Упр. 211 — самостоятельная работа.
3. Тестовое задание.
Напишите, какими членами данного предложения являются однородные члены.
Все произведения художественной литературы делятся на три большие группы: эпос, лирика и драма.
(Ответ: дополнениями.)
V. Подведение итогов
— Какие знаки ставятся в предложениях с обобщающими словами?
— Как использовать знания о предложениях с обобщающими словами при написании сжатых изложений?
Домашнее задание
1. § 41.
2. Упр. 212 — подготовка к диктанту.
3. Рабочая тетрадь: задания 45, 46 (с. 25—26).