Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Предложения с однородными членами - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие об однородных членах предложения; развивать навыки синтаксического разбора, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами; понимать роль однородных членов в предложении; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения теста
III. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Вопросы.
— Какие члены предложения называются однородными?
— Могут ли быть однородными второстепенные члены?
2. Задание из рабочей тетради.
IV. Работа по теме урока
1. Найдите среди предложений 1—6 примеры однородных членов: главных и второстепенных.
2. Прочитайте предложения с интонацией перечисления (домашнее задание).
3. Прокомментируйте схемы однородных членов (с. 91).
4. Прочитайте теоретический материал учебника (§ 40, с. 91-92).
5. Прочитайте диалог (с. 92).
6. Приведите свои примеры предложений с однородными членами.
V. Закрепление изученного
1. Практическая работа.
Выпишите из предложений, записанных на доске, однородные члены со словами, к которым они относятся (см. образец в учебнике). Подчеркните однородные члены, определите части речи, которыми они выражены.
1) Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно”.
2) Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
3) Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
4) Пустились бесенок и зайка.
5) Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами.
6) По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
А.С. Пушкин
Комментарий
В 1 -м предложении — однородные обстоятельства, выраженные наречиями; во 2-м — сказуемые, выраженные глаголами; в 3-м — сказуемые, выраженные краткими прилагательными; в 4-м — подлежащие, выраженные существительными; в 5-м — сказуемые, выраженные глаголами, и дополнения, выраженные существительными; в 6-м — определения, выраженные прилагательными.
2. Упр. 199, 201 — выполнение задания (устно).
3. Упр. 202 — чтение стихотворения, самостоятельное выполнение.
VI. Подведение итогов
— Что нового вы узнали об однородных членах предложения?
Домашнее задание
1. § 40.
2. Упр. 200.
3. Подготовиться к словарному диктанту.
4. Рабочая тетрадь: задание 42 (с. 23).