Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Знаки препинания в простом и сложном предложениях - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО
Цели: обобщить знания по синтаксису; повторить пунктуацию простого предложения; формировать навыки познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 727 — чтение примеров по цепочке.
2. Задание из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
(Текст написан на доске без знаков препинания. Можно усложнить задание, сделав пропуски на месте орфограмм, а можно провести диктант с последующей самопроверкой, открыв текст, написанный на доске.)
1. Задание. Спишите текст, вставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку.
Как узнать прогноз погоды? Конечно, посмотреть телевизор или послушать радио. Часто прогноз погоды заканчивают словами: “В ближайшие несколько дней погода существенно не изменится”.
Летом вы, ребята, можете проверить предсказания синоптиков, если понаблюдаете за изменениями в природе.
Оказывается, погоду предсказывают около четырехсот растений и более шестисот животных. Это пчелы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви, птицы.
Пчелы — верные предсказатели погоды. Перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются, будет хорошая погода.
Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду, а назойливость мух и комаров — верный признак скорого дождя. Перед дождем ласточки летают низко, а лягушки квакают во всю мочь.
Примечание
Особо отметим предложения с прямой речью и обращением.
2. Работа по учебнику.
1) Упр. 728 — комментированное письмо.
2) Упр. 729 — чтение, обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение.
Комментарий
Словосочетания с глаголами, употребленными в переносном значении: погас луч, горные вершины спят, ревет гроза, горит звезда, тучи пробегают, играют волны, ветер свищет.
3) Упр. 730 — самостоятельное выполнение заданий.
4) Упр. 732 — выразительное чтение, обсуждение вопроса.
IV. Подведение итогов. Рефлексия
— Как вы отличаете простое предложение от сложного?
— Являются ли членами предложения обращения, вводные слова, прямая речь?
— Всегда ли паузы в речи совпадают со знаками на письме?
— Какой раздел синтаксиса вам интересен и почему?
— Заметили ли вы, какие пунктуационные ошибки встречаются у вас наиболее часто?
Домашнее задание
1. Упр. 731.
2. Рабочая тетрадь: задание 150 (с. 79-80).