Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить умение распознавать изучаемую орфограмму; показать обобщающее значение формы глаголов 2-го лица ед. ч. в речи; формировать познавательный интерес.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. ч.; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Упр. 689 — диалоги на тему “Я встречаю гостей”. (Рассказывают несколько учеников, остальные - на следующем уроке.)
III. Самоопределение к деятельности
Орфограмма “Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. ч.” вам уже известна. Мы повторяем ее в теме “Глагол”, чтобы обобщить все известное нам о правописании этой части речи.
— Почему мягкий знак после ш пишется, но не смягчает звук?
(Ответ. Потому что звук [ш] всегда твердый.)
Обратим внимание на то, что мягкий знак пишется не только на конце глаголов во 2-м лице ед. ч., но и перед суффиксом -ся: знаешь, поешь, умываешься, улыбаешься.
IV. Работа по теме урока
1. Объяснительный диктант.
Начнешь учиться, будешь стараться, борешься с ленью, бежишь навстречу, кормишь собаку, слышишь звонок, надеваешь ботинки, одеваешь сестренку, аккуратно одеваешься, прыгаешь от радости, хочешь помочь, расположишься у речки, стараешься улечься поудобнее, наклеиваешь марку.
2. Обобщающий смысл глаголов 2-го лица ед. ч.
Задание (выполняется на доске и в тетрадях). Запишите пословицы под диктовку, объясните правописание глаголов; поясните смысл пословиц.
• Что посеешь, то и пожнешь.
• Любишь кататься, люби и саночки возить.
• Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
Комментарий
В пословицах очень часто глаголы стоят во 2-м лице ед. ч. Это не значит, что пословица обращена к какому-то одному конкретному человеку. Мы понимаем, что она обращена к каждому из нас, имеет обобщающее значение. Выражают это значение глаголы во 2-м лице ед. ч.
V. Закрепление изученного материала
1. Упр. 690 — комментированное письмо.
Комментарий
Глаголы в порядке постепенного усиления действия: шепчешь, говоришь, кричишь; улыбаешься, смеешься, хохочешь; тлеешь, горишь, полыхаешь.
Дополнительный вопрос
— В какой из этих трех групп глаголы часто употребляются в переносном значении?
Глаголы употребляются в переносном значении в третьей группе. Глаголы 2-го лица ед. ч. предполагают действия человека. Можно сказать: Ты не живешь, а тлеешь. Ты горишь от стыда. Ты полыхаешь от ярости. Все эти предложения содержат метафору: перенос действий неживых предметов на живые.
Можно сказать и так: Что ты тлеешь, мой костер? Ярко ты горишь, рябина, полыхаешь, как огонь! Обращаясь к неживым предметам, как к живым, мы используем олицетворение.
В наших примерах значение этих глаголов во 2-м лице ед. ч. переносное.
2. Упр. 691 — выразительное чтение, ответ на вопросы, комментированное письмо (морфологический разбор выполняем на доске и в тетрадях).
3. Упр. 692 — чтение, обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение (фонетический, синтаксический и пунктуационный разбор выполнятся на доске и в тетрадях).
4. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке нас. 131, в тетрадь-словарик, составьте с ними словосочетания: фотоаппарат, бинокль.
VI. Подведение итогов
— Какую орфограмму мы повторили?
— Как в пословицах проявляется особенность глаголов, стоящих во 2-м лице ед. ч.? (Эти глаголы придают высказыванию обобщающее значение.)
Домашнее задание
1. § 121.
2. Упр. 693.
3. Рабочая тетрадь: задание 141 (с. 72).