Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Настоящее время - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить навыки определения временных форм глагола; показать значение глаголов настоящего времени; учить соблюдать орфоэпические нормы; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять способы образования глаголов настоящего времени; научатся образовывать форму настоящего времени глагола; определять непостоянные признаки; использовать глаголы в речи; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Лингвистическая разминка.
Задание. Выполните фонетический разбор глаголов таять и таить, образуйте от них формы прошедшего времени.
— Чем различаются звуки этих глаголов? (Ответ. Только ударением: в глаголе таять ударный [а], а в глаголе таить — [и].)
2. Проверка домашнего задания.
1) Вопросы.
— Что обозначают глаголы прошедшего времени?
— Как образуются глаголы прошедшего времени?
2) Упр. 657 — чтение глаголов в прошедшем времени, которые часто произносят неправильно.
III. Самоопределение к деятельности
1. Самостоятельные наблюдения (§ 116, с. 118).
2. Обсуждение вопросов.
— От глаголов какого вида образуются глаголы настоящего времени? (Только от глаголов несовершенного вида.)
— Что обозначают глаголы настоящего времени? (Примерный ответ. Они обозначают не только действия, происходящие в данный момент, но и действия незавершенные, происходящие постоянно, в любое время: часы стучат, идут; облака бегут, плывут.)
IV. Работа по теме урока
Задание. Запишите фрагменты стихотворений, укажите вид, время и значение глаголов.
1. Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И.З. Суриков
2. А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут,
Птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
И. С. Никитин
— Какие глаголы употреблены в переносном значении? (Снег ложится, восток горит-разгорается, лес улыбается.)
— Какие выразительно-изобразительные средства использовали поэты для создания образов природы? (Примерный ответ. Уменьшительно-ласкательные суффиксы: птички, солнышка; эпитеты: пушистый, тихо; метафору: горит-разгорается; олицетворения: снег ложится, лес улыбается.)
V. Закрепление изученного материала
1. Упр. 659 — комментированное письмо.
2. Упр. 661 — орфоэпическая работа (чтение вслух глаголов, помещенных на поле с. 264: звони́ть — звони́т, повтори́ть — повтори́т, руководи́ть — руководи́т; запись этих слов в тетрадь-словарик, в раздел “Орфоэпия”),
Комментарий
Добавим к этим формам другие: звони́шь, звони́м, звоня́т; повтори́шь, повтори́м, повторя́т.
3. Упр. 660 — выполнение заданий, самостоятельная работа.
VI. Подведение итогов
— Какие глаголы могут иметь формы настоящего времени? Почему? (Только глаголы несовершенного вида, потому что они обозначают действие, которое не совершено, еще не завершено.)
Домашнее задание
1. § 116.
2. Упр. 658.