Буквы е - и в корнях с чередованием - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Буквы е - и в корнях с чередованием - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать закономерность чередования еи в корнях слов; развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания еи в корнях с чередованием; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Упр. 644 — беседа по вопросам, определение вида глаголов; связный рассказ по рисункам.

III. Тест по теме “Глагол”

Тест 26 (по вариантам): см. КИМы.

IV. Самоопределение к деятельности

— О каких чередованиях звуков и букв вы знаете? (Примерный ответ. Беглые гласные о и е; чередование о и а в корнях: ломать — отламывать; корни –лаг- — -лож-, -рост- (-ращ-) — -рос-; полногласие/неполногласие в корнях (оло —ла, оро — ра, ере — ре); чередование согласных в корнях слов: друг - друзья — дружба; з и с на конце приставок.)

А теперь попробуйте сформулировать еще одно правило, которое касается чередования гласных еи в корнях слов.

V. Работа по теме урока

1. Самостоятельные наблюдения (§ 112, с. 112) и чтение правила, подтверждающего вывод.

2. Запись корней с чередованием и примеров в тетрадях.

3. Запись под диктовку пословиц, объяснение их смысла, объяснение орфограмм, определение вида глаголов. (Выполняется на доске и в тетрадях.)

• Лето собирает, а зима проедает.

• Мягко стелет, да жестко спать.

— Подумайте, только ли в глаголах происходит такое чередование.

VI. Закрепление изученного материала

1. Упр. 646 — комментированное письмо.

2. Упр. 647 — ответ на вопрос, самостоятельное выполнение.

3. Упр. 648 — ответ на вопрос, самостоятельное выполнение.

Комментарий

Слова с чередующимися безударными гласными в корне: блестят, запирает, соберутся, растет, выросли, продирает.

В переносном значении употреблены глаголы приходит (зима), запирает.

Дополнительное задание. Найдите слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. (Хорошо, окошки, вечером, зима, посмотри, носок, прочищает, глазок.)

VII. Подведение итогов

— В корнях какой части речи мы наблюдали чередование гласных еи? (В глаголах.)

— Подумайте, только ли в глаголах действует изученное правило. (Примерный ответ. Не только в глаголах, но и в отглагольных существительных и прилагательных: выжигание, избиратель, замирание, блистательный, избирательный, зажигательный и т. д. Во всех этих словах суффйкс -а-, а значит, в корне и.)

Домашнее задание

1. § 112.

2. Упр. 649.

3. Рабочая тетрадь: задание 143 (с. 74).






Для любых предложений по сайту: [email protected]