Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Прилагательные полные и краткие (продолжение) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить изученное о кратких прилагательных; объяснить правописание кратких прилагательных с основой на шипящую; развивать интерес к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся образовывать краткие формы прилагательных; определять грамматические особенности кратких прилагательных; применять правило написания кратких прилагательных с основой на шипящую; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Лингвистическая разминка.
Задание. Объясните правописание слов с орфограммами, пунктуацию; определите роль краткого прилагательного в предложении.
Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.
2. Проверка домашнего задания.
1) Вопросы.
— Как изменяются краткие прилагательные?
— Какова роль кратких прилагательных в предложении?
— В полной или в краткой форме качество предмета выражено более ярко, категорично? (В краткой.)
2) Упр. 590 — беседа по вопросам (в это время два ученика выполняют на доске пунктуационный и морфологический разбор).
Комментарий
Стиль текста — научный.
3. Задание из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется.
— Вспомните, в каких еще случаях не пишется мягкий знак на конце слов после шипящих. (Примерный ответ. В существительных 2-го склонения: ключ, сторож, плащ; в существительных 1-го склонения во мн. ч. в Р. п.: из-за туч, пять задач, у рощ.)
2. Объяснительный диктант.
Дуб могуч, длинный плющ, безутешный плач, возле дач, приготовить мелочь, ситец линюч, роскошь одеяния, молодец пригож.
3. Работа по учебнику.
1) Упр. 591 — комментированное письмо.
2) Упр. 592, 593 — самостоятельное выполнение.
IV. Работа по развитию речи с использованием кратких прилагательных
1. Упр. 594 — усвоение форм вежливого обращения: будьте добры́, будьте любезны, будьте здоровы (устно).
— В каких случаях можно встретить в речи словосочетание будьте внимательны?
2. Упр. 595 — работа по предупреждению речевых ошибок (устно).
3. Упр. 596 — самостоятельная работа с последующей проверкой вслух.
V. Подведение итогов
— Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?
Домашнее задание
1. § 104.
3. Рабочая тетрадь: задание 132.
2. Упр. 597, 598 (устно).