Развитие речи. Описание животного - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Развитие речи. Описание животного - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить навыки определения описания как типа речи, монологической речи, анализа текста и его изложения; развивать мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать типы речи; составлять план, составлять тексты-описания в соответствии с задачами определенного стиля речи; передавать свои эстетические впечатления, используя прилагательные как средства выразительности; объяснять языковые явления.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Анализ выполнения тестов

III. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Упр. 584 — подготовленный диктант.

IV. Самоопределение к деятельности

Почти у каждого из вас есть какое-нибудь домашнее животное. А если не у вас, то у ваших друзей, родственников наверняка живут дома собака, или кошка, или рыбки, или хомячки. Правда, интересно наблюдать за их поведением? Замечать, как они растут, смотреть на их игры, проказы; любоваться их ловкостью, грацией; рассказывать о том, какие они умные и красивые.

V. Работа по теме уроков

Сегодня мы будем работать с текстами о животных. Вы и сами подготовили небольшие рассказы. Послушаем.

1. Краткие рассказы учеников (описания животных).

2. Обсуждение рассказов учеников.

3. Самостоятельные наблюдения (§ 103, с. 90) и беседа по вопросам.

Дополнительный вопрос

— Какой тип речи называется описанием?

Комментарий

Автор показывает, что козочка нравится мальчикам, с помощью художественных приемов: уменьшительно-ласкательных суффиксов (маленькая козочка, беленькая, рожками), эпитетов (пушистая, беззаботно), олицетворения (прямая речь).

4. Упр. 586 - выразительное чтение, выбор заглавий, обсуждение вопросов, устный пересказ (морфемный, фонетический, пунктуационный и морфологический разбор выполняется на доске и в тетрадях.)

Комментарий

Варианты заглавий: “Благородный Дворняк”, “Цепной пес и моська”, “Собачье благородство”.

Вопросы к тексту

— Как вы понимаете выражение “собачье благородство”?

— Что значит “из породы крыловских мосек”?

— Какие художественные приемы помогают создать образ Дворняка? (Примерный ответ. Прежде всего, олицетворение: наделение собаки человеческими качествами (благородство), несобственно-прямая речь (собаке приписываются мысли): Знай, мол, вперед, на кого бросаться, а я об тебя пачкаться не хочу. Образ Дворняка становятся ярче, выразительнее с помощью эпитетов: удивительнейшее благородство, пес лохматый, чудовищной величины; густым лаем, мгновенно подмял, могучими лапами, ужасную пасть.)

— Какими средствами создается противопоставление Дворняка и Нарзана? (Антитеза в описаниях собак: чудовищной величины — из породы крыловских мосек; благородство — задорный и самоуверенный, дурак Нарзан.)

5. Подготовка к изложению (проводится на втором уроке).

1) Упр. 585 — выразительное чтение фрагмента рассказа А.И. Куприна “Ю-ю”.

2) Беседа по вопросам.

— В каком стиле написан текст? (В художественном.)

— Какие изобразительно-выразительные приемы использует автор для описания кошки? (Примерный ответ. Уменьшительно-ласкательные суффиксы: носик, комок; эпитеты: пушистый; с веселыми глазами; стройную, гордую кошку, первую красавицу; метафору: пушистый комок; ряды однородных членов.)

— Как можно озаглавить текст изложения? (“Красавица кошка”, “Превращение”.)

6. Устное изложение.

7. Написание изложения.

Домашнее задание

1. Написать небольшое сочинение — описание животного.

2. Рабочая тетрадь: задание 130.






Для любых предложений по сайту: [email protected]