Имя прилагательное как часть речи (продолжение) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Имя прилагательное как часть речи (продолжение) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать роль прилагательных в художественной речи, в предложении; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в группах.

Планируемые результаты: учащиеся узнают морфологические признаки имени прилагательного; научатся различать постоянные и непостоянные признаки; узнают синтаксическую роль прилагательных в предложении; научатся понимать роль прилагательных в художественной речи; объяснять языковые явления.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Вопросы.

— На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

— Какую роль в предложении играют имена прилагательные?

2) Упр. 571 — обсуждение заданий (в это время три ученика выполняют на доске синтаксический, пунктуационный и морфологический разбор).

Комментарий

Первый абзац текста составляют все предложения, кроме двух последних.

Прилагательные в предложении чаще всего являются определениями, а в данном тексте почти все прилагательные играют роль сказуемых.

Синонимы к слову отзывчивый: чуткий, душевный.

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Запишите предложение под диктовку (на доске и в тетрадях), выполните синтаксический разбор, укажите способы образования прилагательных.

От железнодорожной трассы я направился проселочной дорогой через долинные широколиственные леса.

III. Закрепление изученного материала

1. Упр. 571 — чтение, беседа по вопросам, комментированное письмо.

Комментарий

Первый абзац составляют первые пять предложений, второй абзац — остальные, кроме двух последних.

Простой (в данном контексте) — открытый, прямой, бесхитростный. Простоватый — недалекий, наивный.

2. Упр. 572 — выполнение заданий (устно).

3. Предупреждение речевых ошибок. Упр. 575 — комментированное письмо (морфемный и морфологический разбор слов — на доске).

Комментарий

Выпишем словосочетания: холодной водой, с веселыми юношами и девушками, у знакомой старушки, на огромном айсберге, с разными сувенирами, о весеннем ливне, с тонким ароматом.Остальные словосочетания содержат излишние прилагательные, однородные по значению с существительными. Оборот речи, в котором сочетаются “лишние” слова, называется плеоназмом.

Уточним значения слов айсберг (нем. — ледяная гора) — плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника; сувенир — памятный подарок.

4. Упр. 577 - выполнение заданий (первые три пары слов разберем в классе, далее — самостоятельное выполнение).

IV. Работа по теме уроков

1. Прямое и переносное значение прилагательных.

Задание. Подберите к данным прилагательным существительные; проясните прямое и переносное значение прилагательных.

1-я группа — свежий, 2-я — черный, 3-я — строгий, 4-я — острый.

Примеры:

1) свежая булка, свежий вид, свежее белье, свежая вода, свежие силы, свежие краски, свежий след, свежий ветер, на свежую голову;

2) черные волосы, черный ход, черная работа, черная магия, черный юмор, черная сторона жизни, черная зависть, черный кофе, держать в черном теле, черная кошка;

3) строгий учитель, строгий ошейник, строгие правила, строгий тон, строгий выговор, строгая диета, строгая последовательность, строгие черты лица, строгий костюм;

4) острый нож, острый взгляд, острый язык, туфли с острыми носами, острое зрение, острый запах, острый перец, острая боль, острый момент в игре.

2. Роль прилагательных в художественных произведениях.

— Представьте себе, что прилагательные исчезли из нашей речи. Что произойдет?

Послушайте фрагменты из стихотворений.

1) Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

С.А. Есенин

2) Но один есть в мире запах,

И одна есть в мире нега:

Это русский зимний полдень,

Это русский запах снега.

Дон-Аминадо

— Какую роль играют прилагательные в стихотворении Есенина? (Примерный ответ. Прилагательные являются образными определениями — эпитетами, одновременно эпитеты играют роль олицетворений (сонные), метафор (шелковые, серебряные).)

— В чем особенность прилагательных в стихотворении Дон- Аминадо? (Примерный ответ. Если убрать из этих строк прилагательные, потеряется не только красота и выразительность эпитетов, но и смысл стихотворения, утратится чувство любви поэта к потерянной Родине, чувство тоски по ней.)

Обратимся к фрагменту сказки Г.Х. Андерсена “Снежная королева”. (Можно прочитать сначала без прилагательных.)

Это были отряды войска королевы. Одни напоминали собой ежей, другие — змей, третьи — медвежат с шерстью. Все они одинаково сверкали белизной, все были хлопьями.

А вот как звучит настоящий текст сказки:

Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоголовых змей, третьи — толстых медвежат со взъерошенной шерстью. Все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.

Сравним фрагменты и сделаем вывод.

Вывод. Мы видим, что образность художественной речи — поэтической или прозаической — во многом складывается благодаря прилагательным, эпитетам. Точные, образные прилагательные помогают проникнуть в мир поэзии, в мир сказки, ощутить красоту этого мира.

V. Подведение итогов

Сформулируйте с помощью прилагательных ответ на вопрос: “Какой делают речь прилагательные?”

Домашнее задание

1. § 101.

2. Упр. 573, 574 — описать пасмурный день.

3. Упр. 576 — подготовить рассказ об имени прилагательном.

4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о роли прилагательных в художественных произведениях на одном-двух примерах.






Для любых предложений по сайту: [email protected]