Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Множественное число имен существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать способы образования форм множественного числа существительных; развивать навыки грамотной речи, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся узнают способы образования форм множественного числа существительных; научатся выбирать гласные в окончаниях существительных в форме множественного числа; предупреждать речевые ошибки; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Чтение и анализ изложений
III. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Упр. 546 — чтение сообщений о погоде, обсуждение вопросов и заданий.
2. Объяснительный диктант.
Графически объясните орфограммы.
В мире есть много необычных памятников. В Дании находится знаменитый памятник героине сказки Андерсена Русалочке.
IV. Самоопределение к деятельности
Мы изучали существительные, которые имеют формы только ед. и только мн. ч. Но все же большинство слов русского языка имеют обе формы — ед. и мн. ч. Оказывается, и здесь нас ожидает немало интересного и необычного. Начнем с самостоятельных наблюдений, проведем небольшое исследование.
V. Работа по теме урока
1. Самостоятельные наблюдения (§ 98, с. 73-74), выразительное чтение.
2. Упр. 548 — определение склонений существительных, сопоставление их падежных окончаний (на доске и в тетрадях).
Комментарий
Удобнее выполнить задание в виде таблицы.
Падеж |
1-е склонение |
2-е склонение |
3-є склонение |
Д. п. |
Дорожкам |
Зверям, окнам, облакам, морям |
Ветвям, дверям |
Т. п. |
Дорожками |
Зверями, окнами, облаками, морями |
Ветвями, дверями |
П. п. |
Дорожках |
О зверях, в окнах, на облаках, в морях |
На ветвях, в дверях |
Вывод. Существительные всех склонений во мн. ч. в косвенных падежах имеют одинаковые окончания.
VI. Закрепление изученного материала
1. Упр. 549 — комментированное письмо.
2. Работа с таблицей (с. 74).
Вывод. В И. п. мн. ч. имена существительные женского рода 1-го и 3-го склонения имеют окончание -и (-ы); имена существительные мужского рода 1-го и 2-го склонения имеют окончания -и (-ы) и -а (-я); имена существительные среднего рода — окончание -а (-я).
3. Упр. 550 — отработка орфоэпических норм.
4. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 73, в тетрадь-словарик, в раздел “Орфоэпия”; обозначьте ударение, добавьте другие слова, в которых часто неправильно ставят ударение; несколько раз произнесите их вслух в составе словосочетаний.
Инжене́ры, офице́ры, догово́ры, тре́неры, шофёры, ме́сяцы, то́рты, го́спитали, гербы́, столяры́.
VII. Подведение итогов
— От чего зависит выбор окончания во мн.ч. имен существительных?
Домашнее задание
1. § 98.
2. Упр. 551.