Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (продолжение) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить навыки правописания падежных окончаний существительных; показать условия выбора гласных в безударных окончаниях существительных на -ия, -ий, -ие; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять падеж существительных, узнают правила определения падежа, правописания падежных окончаний; научатся выбирать гласные в безударных окончаниях существительных на -ия, -ий, -ие; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Объяснительный диктант.
Доверять молодежи, жить в республике, удивляться необъятной шири моря, расставить на скатерти, посадить цветы на балконе, работать на даче с весны до осени, улыбаться от гордости и радости, вспоминать о раздолье полей, отдыхать в воскресенье.
2. Проверка домашнего задания.
1) Упр. 534 — чтение составленных предложений, комментарии к орфограммам.
2) Упр. 537 — выполнение заданий.
(Во время проверки упр. 534 двое учеников записывают на доске колонки с ответами.)
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Рассмотрим особую группу существительных, относящихся к 1-му и 2-му склонению. Это существительные, оканчивающиеся на -ия, -им, -ие.
Во-первых, приведем примеры таких существительных и определим их морфемный состав: компания, алюминий, знание.
Подчеркнем, что речь идет не об окончаниях, а о буквах, на которые оканчиваются подобные слова.
— Как правильно определить окончание? (Надо просклонять существительные: изменится только окончание, прояснится основа.)
Просклоняем наши существительные (на доске) и выясним, что гласный и относится к основе.
Во-вторых, заметим, что там, где у обычных существительных окончание -е или -и, у нашей группы и у существительных 3-го склонения — только -и.
2. Работа с таблицей.
Падеж |
Существительные 1-го и 2-го склонения не на -ия, -ий, -ие |
Существительные 1-го и 2-го склонения на -ия, -ий, -ие и 3-го склонения |
И. п. |
Земля, варенье |
Компания, алюминий, знание, ночь |
Р. п. |
Земли, варенья |
Компании, алюминия, знания, ночи |
Д. п. |
Земле, варенью |
Компании, алюминию, знанию, ночи |
П. п. |
Земле, варенье |
Компании, алюминии, знании, ночи |
Вывод. Если склоняем существительные 1 -го и 2-го склонения на -ия, -ий, -ие или существительные 3-го склонения, мы знаем, что в косвенных падежах в сомнительных случаях окончание только и.
3. Чтение теоретического материала учебника (§ 97, с. 69).
Примечание
На с. 70 даны существительные с предлогами: о лекции, о юбилее, об армии. Отметим, что вариант морфемы (предлог об) употребляется в том случае, если существительное начинается с гласной, обозначающей один звук (не е, ё, ю, я): об арбузе, об уроках, об играх, об основе, об экономике, но: о ели, о ёжике, о юнге, о яблоке.
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 538 — комментированное письмо.
2. Упр. 539 — чтение текста, беседа по вопросам.
Комментарий
Стиль речи — научно-популярный, есть элементы разговорного стиля (частица уж, вводные слова).
Главная мысль первой части — слов, оканчивающихся на -ий, в нашем языке не так уж много; второй части — существительные, оканчивающиеся на -ие, -ия, в нашей речи встречаются часто.
Обратим внимание на логическую неточность в рассуждении. В первой части текста среди примеров немногих слов на -ий есть существительное алюминий, а среди противопоставленных им слов — калий, магний, которые, как и алюминий, являются химическими элементами. Почему они попали в разные группы?
3. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 70 (о лекции, о юбилее, об армии), в тетрадь-словарик, составьте с ними словосочетания.
V. Подведение итогов
— В чем особенность склонения существительных на -ия, -ий, -ие?
Домашнее задание
1. § 97 (с. 69).
2. Упр. 540.