Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Правописание непроверяемых согласных в корне слова - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Цели: закрепить умение обнаруживать орфограммы-согласные в корнях слов; развивать навыки работы с орфографическим и толковым словарями, словарем иностранных слов, мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять орфограммы в корнях слов; пользоваться орфографическим словарем; выбирать языковые средства для высказывания своих мыслей; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 41 — взаимопроверка.
2. Упр. 42 — проверка по цепочке (вариант I читает слова, в которые вставили звонкие согласные, вариант II - слова, в которые вставили глухие согласные).
3. Задания из рабочей тетради.
III. Закрепление темы “Правописание проверяемых согласных в корне слова”
1. Задание. Запишите пословицу, объясните ее смысл, обозначьте орфограммы, подберите проверочные слова.
Один с сошкой — семеро с ложкой.
(Пояснить, что сошка — уменьшительное от соха, ученики самостоятельно или с помощью толкового словаря объясняют значение данного слова.)
2. Объяснительный диктант (по вариантам).
Подчеркните орфограммы - гласные и согласные в корнях слов, в скобках запишите проверочные слова.
Вариант I
Веселые подружки, болтливые соседки, соленые грибки, спортивная ходьба, замерзший пруд, торговый флот.
Вариант II
Шефская помощь, меткий стрелок, скользкая дорожка, ловкий зверек, легкий завтрак, деревянная лодка.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа.
Если есть слова с проверяемыми согласными в корне, видимо, есть и слова с непроверяемыми согласными. Как лучше запомнить такие слова?
— Найдите на первом форзаце учебника орфограмму № 2 и назовите слова с непроверяемой согласной в корне слова. (Футбол, мостик.) Прочитайте правило на с. 25.
— Каково происхождение слова футбол? Сверьтесь по словарю иностранных слов. (Слово пришло из английского языка; foot — нога, ball — мяч.) Но если мы знаем, что первая часть слова по-английски пишется foot — с “т” на конце, значит, и слово футбол мы напишем правильно.
2. Упр. 44 - чтение, обсуждение вопросов, запись выделенных слов с непроверяемыми гласными и согласными в тетрадь-словарик.
3. Упр. 45 - работа с орфографическим словарем.
Дополнительное задание. Узнайте о происхождении и значении данных слов с помощью словаря иностранных слов.
4. Упр. 46 - игра “Пиши правильно”.
5. Тестовое задание.
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) вопро.., моро..;
2) мясору..ка, баоба..;
3) наши..ка, ас..альт;
4) пиро.., приво..зальный.
V. Подведение итогов
— Что может помочь запомнить правописание непроверяемых согласных в корне слова? (Регулярное обращение к словарям, выяснение происхождения слова, понимание значения слова и т. д.)
Домашнее задание
1. § 9.
2. Придумать 5—6 предложений со словами упр. 46.
3. Индивидуальное задание: узнать о происхождении слов хоккей, матч.