Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ОРФОГРАММА «БУКВЫ О-А В КОРНЯХ -ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-» - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Повторение правописания приставок.
1.1. Словарная работа. Образование новых слов с помощью приставок. Какое дополнительное лексическое значение привносит приставка в новое слово?
1.2. Составление словосочетаний со словами: рассчитать, расчет, расчетливый.
2. Изучение темы.
2.1. Работа с таблицей (Приложение 1).
Учитель. Какие группы гласных выделяются в корнях слов? Как узнать, какой буквой обозначать гласный в слабой позиции? Позиционное чередование гласных на письме не отражается: морфема в слове должна быть узнаваема независимо от того, в какой позиции находятся ее звуки.
А в корнях с чередующимися гласными один и тот же корень выглядит по-разному. От каких условий зависит написание чередующихся гласных в корне слова? — От чередующихся согласных в корне, от присутствия суффикса -а-, от ударения.
От каких условий зависит написание корня -лаг-, -лож-? Сверим с правилом в учебнике.
2.2. Запишем забавный стишок.
Я, пока предполагала,
В корне букву а писала.
А, когда предположила,
Букву о употребила.
2.3. Словарный диктант.
2.4. Изучение корня -раст-, -ращ-, -рос-.
От каких условий зависит правописание корня? Сверим с правилом в учебнике.
Словарная работа.
3. Актуализация знаний.
3.1. Составление общего правила. Пиши корни: -лаг-, -лож-; -раст-, -ращ-, -рос-. Искл. росток.
3.2. Самодиктант. Придумаем примеры, соответствующие схемам: - лаг-а..; - лож..; раст-..; ращ-..; - рос... Какие приставки связаны с корнем -лаг-; -лож-?
3.3. Творческая работа. Ответим на вопросы: Как Вы предполагаете провести ближайшее воскресенье? На кого из друзей Вы полагаетесь при решении спорных вопросов? В каких случаях Вы предлагаете свою помощь товарищу? Какой вид творческой работы, сочинение или изложение, Вы предпочитаете выполнять? За какими растениями больше всего Вы любите ухаживать?
4. Вывод. Правило.
5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.