Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ С НУЛЕМ ЗВУКА - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Изучение темы.
1.1. Первый вариант объяснения.
Почему беглые согласные звуки получили такое странное название?
Второй вариант объяснения. Анализ дидактического материала, написанного на доске.
а) Беглые гласные в корнях: чехол-[ ] — чехл-а; ремень-[ ] — ремн-я.
б) Беглые гласные в суффиксах: пауч-ок-[ ] — пауч-к-а; цветочек-[ ] — цвет-оч-к-а.
в) Беглые гласные в приставках: со-др-а-ть — с-дир-а-ть.
Являются ли слова внутри одной группы однокоренными или одним и тем же словом? Сравним звуковой и буквенный состав корней, суффиксов, приставок.
1.2. Словарная работа. Нахождение беглых гласных о—е в морфемах слов.
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Следопыты». Работа в группах / парах.
Учитель. Кто найдет больше слов с чередованием гласных и согласных? Выпишем пары слов. Укажем, какие звуки чередуются.
Мороз начал сдавать. Померкла ясность синего неба. Потянул западный ветер, и пухлая белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт.
Ветер опять утих, и благодатный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускаться на землю.
Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые опускались на землю.
Снег начал идти с деревенского раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее.
Я всегда любил смотреть на тихое падение снега. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле. Чудное зрелище представилось глазам моим. Все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
По С. Т. Аксакову
2.2. Продолжаем соревнование. Попробуем восстановить текст по выписанным словам.
2.3. Творческое задание (устно). Сочиним сказку о беглых гласных, которые никуда не сбегают, а только прячутся. Придумаем название сказке, например, «Карнавальная ночь».
3. Поздравление с Новым годом.