Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ОСНОВА И КОРЕНЬ СЛОВА - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Проверка домашнего задания.
1.1. Диктант.
Учитель. Составим словосочетания из данных слов. Выделим окончания. Разберем словосочетание сущ. + пр.
По, расположила, алфавит. Лексикон, расширяешь. Языковой, норма. В, узнавать, словарь.
1.2. Расскажем, что называется окончанием, какую роль выполняет окончание в языке и речи.
Вывод. Функция окончания — связывать слова, выражать грамматическое значение слова.
2. Запишем новую тему: Основа — часть слова без окончания, в которой... Закончим предложение позднее.
2.1. Подчеркнем в диктанте основы слова. Это новое научное понятие. Какую функцию выполняет в составе слова его основа? В основе слова заключено его лексическое значение. Закончим предложение в заголовке урока: Основа — часть слова без окончания, в которой заключено лексическое значение.
2.2. В награду за желание и умение мыслить предлагаю перенестись в воображении в начало лета, в сад, где пышно расцвели упругие грозди сирени, наполняя ароматом все вокруг. Этот аромат восхищал художников, писателей. Посмотрим на репродукцию с картины П. П. Кончаловского «Сирень». Прочитаем, какими словами рисует сирень Г. Е. Николаева. Подберем заголовок, выделим окончания и основы у существительных, прилагательных, глаголов.
2.3. А сейчас улыбнемся. Лексического значения какого слова не знает ребенок? Выделим основы и окончания.
3. Запись темы «Корень слова».
3.1. Что такое корень слова? Наблюдения над материалом.
Заряд-и-ть, заряд-[ ], заряд-к-а, пере-заряд-и-ть, заряж-а-ть.
Жар-ищ-а, жар-к-ий, жар-к-о.
Проблемный вопрос: Что общего в группах этих слов? Лексическое и грамматическое значения? Проверим вывод по учебнику.
3.2. Проблемный вопрос: Почему нельзя к однокоренным словам с корнем жар-а отнести слова: жар-и-ть, за-жар-и-ть, под-жар-и-ть, до-жар-и-ть, недо-жар-и-ть, под-жар-к-а..? Корни в словах совпадают по звучанию, но имеют разные лексические значения.
3.3. Продолжим ряд однокоренных слов. Нельзя путать однокоренные слова с одним и тем же словом в разной его форме.
3.4. Подберем однокоренные слова к слову дар-и-ть, а затем назовем разные формы этого слова, т. е. проспрягаем.
3.5. Вывод. Какое лексическое значение имеют основа и корень?
4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.