ОРФОГРАММА «СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА» - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ОРФОГРАММА «СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА» - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1. Повторение орфограммы «Безударные гласные в корне слова».

Игра «Ответ готов мгновенно». Учитель читает слова с безударной гласной в корне. Школьники хором (всем классом или по рядам) называют проверочное слово. Игра может начинаться со звонком. Садится первым тот ряд, который отвечал дружнее, организованнее. Учитель отмечает для себя слова, которые вызвали затруднение, с тем, чтобы включать их в дальнейшую работу. Подбор дидактического материала зависит от уровня подготовки класса. Сначала ведется работа со словами с одной безударной гласной в корне, на последующих уроках — со словами с двумя безударными гласными в корне. Можно использовать материал, подготовленный учащимися дома.


2. Повторение темы «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова».

Работа с таблицей (таблица — постоянный компонент оборудования кабинета). По таблице называют группы орфограмм, приводят примеры.

Учитель. Сегодня занимаемся только группой проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова. Выполняем устно упражнение. Называем опознавательные признаки орфограммы.

1-й признак — парные звонкие и глухие согласные. На доске составляется таблица.

Звонкие звуки — [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

Глухие звуки — [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

2-й признак — место согласных звуков в слове (на конце слова, перед другим согласным).


3. Актуализация знаний. Упражнения на применение правила.

3.1. Объяснение опознавательных признаков орфограммы в словах, написанных на доске, подбор проверочных слов.

Книголюб, тропка, чернослив, жираф, пробег, завтрак, каскад, маршрут, варежка, фальшь, прогресс, грузчик.

Учитель. Повторим алгоритм применения правила: 1) находим парный звонкий, глухой звук на конце слова или перед согласным; 2) изменяем форму слова или находим однокоренные слова так, чтобы после проверяемой гласной стояла гласная или л, м, н, р.

Этимологические сведения.

Жираф (от арабского) — жвачное млекопитающее животное с длинной шеей и высокими ногами.

Каскад (от ит. cascare — падать) — водопад, низвергающийся несколькими уступами.

Маршрут (от фр. marche — ход, route — дорога) — заранее намеченный или установленный путь следования.

Прогресс (от греч. pro — вперед, gressus — движение) — развитие нового, передового; движение вперед.

Фальшь (от нем. falsch — обман) — 1) обман, ложь, неправда, неискренность; 2) неверно взятая нота.

3.2. Лингвистическая задача.

Учитель пишет на доске слово вести. Правильно ли написано? Вывод: следует различать слова, звучащие одинаково, по смыслу и уметь их правильно писать, например: вести, везти.

3.3. Словообразовательная работа.

Учитель. Образуем от слов-глаголов вести, везти новые слова с помощью приставок, составим словосочетания. На доске появляется запись приставок (столбиком): вы-, до-, за-, недо-, об-, от-, пере-, по-, под-, при-, раз-, с-, у-.

Запишите словосочетание или предложение с любой из пар глаголов.


4. Актуализация знаний.

4.1. Работа с текстом (по выбору учителя).

Учитель. Прочитаем. Выпишем слова, в которых есть непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Как лучше запомнить правописание этих слов? Пишем слово очень красиво, выделим цветом «ошибкоопасное» место. Закройте глаза, представьте все буквы, мысленно рассыпьте это слово по буквам, произнесите, вспомните что-то хорошее и соедините это замечательное воспоминание со словом. Откройте глаза, посмотрите на записанное слово. Снова закройте глаза, найдите место слову в Вашем воспоминании. Используем двигательную память: обведем буквы в записанном слове или снова напишем слово каким-то необыкновенным образом, т. е. изменив шрифт, применив цвет и т. д.

4.2. Самостоятельная работа (упражнение).


5. Вывод. Повторение правил правописания гласных и согласных в корне слова.


6. Домашнее задание. Составить текст на тему «Мы едем в лес». Заголовок может быть другим. Нужно использовать предложенные учителем слова. Главное — передать свое восхищение (не разочарование же) поездкой. Было бы замечательно, если бы свой текст сопроводили собственным рисунком, карандашным, акварельным. Любая творческая работа начинается с черновика. Его тоже надо сдать. С удовольствием буду смотреть, как рождалось ваше произведение. Окончательный вариант ваших творческих работ поместим на выставке, внесем в альбом «Копилка творчества». Пусть память сердца поможет каждому из вас!






Для любых предложений по сайту: [email protected]