Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ГРАФИКА. АЛФАВИТ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Повторение.
Орфографическая работа по итогам теста.
Вывод: Звук в слабой позиции проверяй звуком в сильной позиции.
2. Изучение темы.
2.1. Отгадаете загадки — отгадаете тему урока.
а) Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом — не молчат,
Нам загадки говорят.
б) Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы.
в) Прилетели галки в поле
И уселись на снегу...
Стану я учиться в школе —
Разобраться в них смогу.
Буквы
2.2. Запись темы «Графика. Алфавит». Этимология термина графика.
2.3. Проблемный вопрос. Устная или письменная речь возникла сначала?
Учитель. Перенесемся мыслями в далекие доисторические времена. Представим темную пещеру, в которой скрывались от холода, дождя и хищников древние люди. Их тело прикрывают звериные шкуры. О чем они говорят? О новой предстоящей охоте, о необходимости добывать пищу, об опасности, что поджидает их за каменным укрытием. Письменность в ту пору заменяли нацарапанные на стенах пещеры изображения. Люди рисунками стали выражать мысли, рассказывать о своей жизни. Появилось рисуночное письмо. Но до письменности человечеству надо было пройти сквозь тысячелетия. Только около X века (почти две тысячи лет назад) появилась на Руси первая азбука.
2.4. Домашнее задание. Проблемный вопрос: представьте, что из нашей жизни исчезла письменность. Напишите сочинение о том, как бы мы жили, если бы не было письменности.
3. Алфавит.
3.1. Этимология термина.
У каждой нации — свой алфавит. Азбука — буквы, расположенные в определенном порядке. Слово славянского происхождения, название дано по имени первых букв: аз, буки. Мы пользуемся и другим термином — алфавит. Этот термин греческого происхождения, название первых букв греческого алфавита — альфа, бета.
3.2. Проблемный вопрос. Зачем надо знать алфавит наизусть?
3.3. Повторим алфавит. Пропоем его на мелодию песни, например, «В лесу родилась елочка» (слова Е. Кудашевой, музыка Л. Бекман). Можно алфавит весело прочирикать; пропищать, как мышка; промяукать; проскрипеть, как старая дверь; протарахтеть, как мотор машины; громко промчаться, как реактивный самолет. Откройте дома творческую мастерскую, выберите образ, от имени которого будете представлять ответ.
3.4. Фонетический разбор.
3.5. Расположим книги в алфавитном порядке. Какие из названных книг читали? Обратим внимание на постановку кавычек.
3.6. Запишем список книг личной библиотеки.
4. Вывод урока. Буква обозначает звук сильной позиции.
5. Домашнее задание. Выучить наизусть алфавит. Письменное задание на выбор: сочинение «Если бы не было письменности...», упражнение по учебнику.