Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
КАК УСТРОЕНО СЛОВО? - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1. Проверка домашнего задания. Пересказ текстов из научной литературы.
Поощрим детей похвалой и записью пословицы. Хорошую речь хорошо и слушать.
Учитель. Как вы понимаете эту пословицу? В пословице отражается мудрость народа. Значит, весь народ похвалил вас за умение (желание) хорошо говорить.
2. Отгадайте тему урока.
На доске написаны столбиком слова: какой; строить, упросить, подарен, качество; словарь, стекло. Корень первого слова найдете в слове какой. Второе слово имеет корень такой же, что и в слове строить. Приставку подскажет слово упросить, суффикс — слово подарен, окончание — слово качество. Третье слово имеет корень такой же, что и в слове словарь, окончание — в слове стекло. Тема — Как устроено слово?
Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова, то есть морфемы.
Какой раздел науки о языке сейчас будем повторять?
Условный знак в таблице «Разделы науки о языке» перемещается на название «Морфемика, словообразование».
Все морфемы, значимые части слова, находятся только в слове, живут по законам системы, образуют слово, связаны между собой по правилам словообразования нашего русского языка.
3. Работа с текстом, данным на карточке.
Картина звездного неба впечатляет своим величием. Тысячи звезд мерцают и переливаются, манят к себе. Во все времена люди пытаются понять, какое место они занимают во Вселенной, как устроен мир. Тысячелетия человек не сводит глаз с небесного свода. Особенно привлекают Солнце, Луна, созвездие Белой Медведицы.
Прочитаем, придумаем заголовок. Загадка тысячелетий; Неразгаданная тайна; Человек хочет понять мир.
Придумаем концовку текста. Закончим предложения по данному началу.
Начались наблюдения... (за жизнью звезд и планет). Так человек осуществлял свое заветное желание... (понять тайны Вселенной).
4. Игра «Найдем родню». Кто больше найдет однокоренных слов к словам: звезда, небо?
Дополнительные вопросы: Какие суффиксы придали словам уменьшительно-ласкательное значение? (-очк-, ушк-). Какая приставка рассказала об отсутствии какого-либо предмета? (без-). Какая приставка несет мир и дружбу? (со-). Какие приставки говорят о положении предмета в пространстве? (около-, под-). Вывод: суффиксы и приставки образовали новые слова с новым смысловым значением.
5. Актуализация знаний.
Учитель. Докажите, что выделенные слова являются однокоренными.
6. Вывод урока.
Закончим предложения. Морфема — это... (значимая часть слова). Однокоренные слова — это... (слова с одним и тем же корнем).
7. Домашнее задание. Первый вариант — упражнение из учебника. Второй вариант — напишите небольшой текст, в котором встречаются однокоренные слова, например, с корнем: волн а, речк-а, лес-[ ], город-[ ].