Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Постановка цели. Беседа.
1.1. Учитель. Какие бывают письма? Какие письма чаще всего мы пишем? А получаем? Какого типа письмо мы учились сочинять в начале учебного года? Какой может быть цель дружеского письма? Доводилось ли вам писать письма? Кому? О чем сообщали в письме?
1.2. Прочитаем письмо Н. А. Островского к матери.
Как относится писатель к матери? Объясните постановку знаков препинания при обращении. К какому стилю речи относится текст? Докажите.
2. Композиция письма. Начало (зачин), главная часть, конец (концовка).
Каким может быть начало? Назовем формулы приветствия. Обратим внимание на эмоциональную окраску обращения в письме. Сравните два начала: Здравствуй, бабушка! Здравствуй, дорогая бабушка!
О содержании главной части письма: Проанализируем информацию, данную в одном из писем. Подумаем, кто его автор.
Дела нормальные. Забот нет, проживу много лет. Едим, спим, бегаем, деремся. Седня жарко, светит сонце. Вчера шол дощь. Больше писать нечево.
Что входит в круг сообщений в письме? Новости. Если они из лагеря, следует рассказать, чем занимаетесь, с кем и как играете. Если из дома, надо сообщить домашние новости (например, о здоровье старших), о школьной жизни... Благодарность за что-либо (за предоставленную путевку, за теплый прием, за интересные встречи). Просьбы, написать о чем-либо, ответить на какой-либо вопрос, передать приветы кому-либо.
Концовка писем. Формулы прощания: До свидания. Будьте счастливы. С пожеланиями и далее подпись.
Не рекомендуется заканчивать письма такими, например, изречениями: «Жду ответа, как соловей лета». Почему?
3. Анализ письма героя из художественной литературы.
4. Правила оформления письма и конверта. Каким должен быть почерк? Почему необходимо грамотное письмо?
5. Творческая работа. Письмо товарищу.