СКАЗУЕМОЕ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

СКАЗУЕМОЕ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Орфографический диктант. Разбор словосочетаний гл. + сущ. т. п.; сущ. + сущ. р. п.


2. Что делает предложение предложением? Сказуемое.

Запись темы урока.

2.1. Нахождение грамматической основы: какой частью речи выражены главные члены предложения. Объяснение орфограмм.

В июне в Михайловском особенно роскошно. В полную силу благоухает разнотравье: зверобой, яснотка, цикорий, куриная слепота. Эту цветочную красоту видел и вдыхал ее ароматы

Пушкин. Цветы украшали жизнь поэта. В Михайловском считают, что незабудки впитали голубизну глаз великого земляка. Вот почему их лепестки такие чистые, синие. С благодарностью вспоминал поэт родные поляны, перелески, Сороть. Цветы и травы, вода и небо — равноправные герои его произведений.

2.2. Проблемный вопрос. Какой главный член предложения главнее? — Послушаем рассуждение учащихся, а потом предложим задание: отгадайте по сказуемому, о каком подлежащем идет речь.

а) Дышит, растет,

а ходить не может. (Растение.)

б) Накормишь — живет,

напоишь — умрет. (Огонь.)

в) Из избы идут — пляшут,

в избу идут — плачут. (Ведра.)

г) В воде родится,

а воды боится. (Соль.)

д) Треплют, катают,

а зиму таскают. (Валенки.)

е) И сияет, и блестит,

никому оно не льстит,

а любому правду скажет,

все как есть ему покажет. (Зеркало.)

е) Ползет, ползет,

иголки везет. (Еж.)

ж) Возле печки греется,

без водички моется. (Кошка.)

Вывод. Подлежащее только называет грамматический предмет. А главную информацию про то, как этот грамматический предмет действует (какое состояние испытывает, какой признак имеет), дает сказуемое.

2.3. Учитель. Посмотрим, что может рассказать сказуемое о предмете речи, о ситуации. Выясним, каково смысловое (лексическое) значение слов: вошла — спокойно появилась; вбежала — торопилась что-то увидеть, узнать; впорхнула — такое действие могла совершить легкая, изящная девушка; вплыть — в комнату может только полная женщина; пробралась — хотела войти незаметно; протиснулась — в помещении было много народу.


3. Творческая работа. Составление схем предложений с прямой речью.


4. Вывод урока. Почему сказуемое относят к главным членам предложения? Сказуемое называет действие, состояние, признак подлежащего и является в предложении важным средством показа фрагмента (кусочка) действительности.


5. Домашнее задание. Описать море в разные моменты его жизни с помощью глаголов. Возможно описание какого-либо другого предмета, например, школа ранним утром, перед началом смены, после звонка, поздно вечером, в каникулы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]