Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПРЕДЛОЖЕНИЕ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Орфографическая работа. Разбор словосочетаний.
1.1. Учитель. Прочитаем (проговаривая так, как пишем) наречия, данные для запоминания. Произносим сначала негромко, а затем шепотом, закрыв глаза и пытаясь представить облик слова; можно при этом поворачивать голову направо, налево, вверх, вниз.
1.2. Составим словосочетания, включив в них данные главные слова, а в качестве зависимого слова одно из наречий. Сделаем разбор словосочетаний.
Не повернуться, устремиться, устремляется, послышалось, подкрасться.
2. Запись темы урока.
2.1. Прочитаем текст. Найдем ответ на вопрос: Какую функцию выполняют предложения?
2.2. Творческая работа.
Каждый из нас по-своему видит мир, по-своему выражает мысль в предложении. Проведем опыт. Перед вами одна и та же картина «Береза под школьным окном» (или: «Астра — последний подарок лета»...). Опишите этот предмет. Расскажите, что вы чувствуете, что вспоминаете.
а) Эта березка — белоствольная красавица. Осенью листочки у нее стали золотыми. Когда подует ветер, они оторвутся и полетят. Я мечтаю, чтобы хотя бы один листочек прилетел ко мне на парту.
б) Березку за окном не всю видно. Я знаю, что она большая, стройная, белоствольная. Я смотрю на нее, когда мне не хочется сидеть на уроке.
в) Я сижу у самого окна. Мне видно самую вершину березки. Сегодня небо синее-синее. Очень красивы желтые листья на синем фоне.
2.3. Наблюдения над интонацией.
Прочитаем стихотворение.
Что тревожит поэтессу?
Как долго не приходит осень!
А лето — кончилось уже.
А вдруг она совсем не придет?
И снег выпадет на звонкие деревья
И заморозит живую зелень...
Е. С. Наумова
Какие знаки препинания завершают предложения? Опознавательный признак конца предложения — интонация понижения.
Справка. Глагол ткнуть и точка — исторически однокоренные слова. Здесь произошло чередование о/нуль звука и к/ч.
2.4. Работа с таблицей (Приложение 1).
Вывод. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения. Грамматическая основа может состоять из подлежащего и сказуемого, из одного сказуемого, из одного подлежащего.
2.5. Выявление грамматической основы предложений.
2.6. Установление границ предложений, завершающих знаков препинания.
3. Самостоятельная работа.
4. Вывод урока.
5. Домашнее задание. Первый вариант — упражнение из учебника. Второй вариант — запишите какой-либо эпизод из Вашей жизни. Условие — употребить все завершающие знаки препинания. Пример.
Поливаю грядки. Что это? Вроде как консервная банка на меня идет? Точно: банка! Еж засунул голову в банку водички попить, а обратно выбраться иголки мешают. Вот и пришел к человеку за помощью.