Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПОВТОРЕНИЕ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1. Работа с текстом (по карточке) об И. Я. Билибине. Учитель использует репродукции картин художника.
1.1. Учитель. Прочитаем. Какой теме посвящен данный текст? Что объединяет информацию о картинах, имеющих разные темы и сюжет? В какой последовательности разворачивается мысль об особенностях творчества художника? Определим композиционные части текста: начало (зачин), основную часть, заключение (концовку). Зачем написан текст? Подберем к тексту заголовок.
Иван Яковлевич Билибин — замечательный русский график. Он создал прекрасные иллюстрации к народным сказкам.
Пробирается сквозь старые сучья Баба-яга в ступе, стоит избушка на курьих ножках. Хищно осматривается вокруг, чтобы схватить добычу, трехглавый Змей. По раздольным просторам едут три брата искать счастья в неведомой стране. Спасаются от погони на богатырском коне и Сером волке Иван-царевич и Елена Прекрасная.
Каждую сказочную сцену Билибин поместил в нарисованную деревянную раму. На резных досках художник воспроизвел орнаменты из трав, цветов, грибов, рыб. В своих работах мастер соединил изображения сказочных и реальных предметов крестьянского быта. Художник любил русское народное творчество и сумел рассказать о характере своего народа.
1.2. Выпишем из текста слова с орфограммами. Распределим их по типам орфограмм. Каждую группу орфограмм поместим в рамку, используя разные по цвету, форме линии.
2. Повторение признаков текста. Основная мысль — признак текста.
2.1. Определим основную мысль в тексте о творчестве И. Я. Билибина.
2.2. Угадаем основную мысль, заявленную автором в описании осеннего леса.
Перенесемся в своем воображении на лесные поляны. Из текста намеренно исключено первое предложение, в котором автор заявляет главную мысль, развернутую в следующих предложениях. Попробуем восстановить текст: придумаем предложение, потом сравним с авторским вариантом.
И как этот же самый лес хорош поздней осенью! <...>
Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума. В мягком воздухе разлит осенний запах...Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо. Кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами. Высокие сухие былинки не шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве.
Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. <...> Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях.
По И. С. Тургеневу
Перечитаем второй абзац. Найдем слова с орфограммами «Гласные и согласные в корне слова». Каким повторяющимся словом автор усиливает отсутствие предметов окружающего мира, которые, казалось бы, всегда сопутствуют нашей жизни? Назовем предметы, наблюдаемые писателем.
Попробуем записать мысли, высказанные писателем. Сверим с авторским текстом.
3. Вывод урока. Назовем признаки текста.
4. Домашнее задание на выбор.
1 вариант — подбор заголовка сочинения. В каком слове выражена тема, в каком — основная мысль? Какая основная мысль прозвучит в Вашем сочинении? Поможет ли выразить основную мысль Вашего сочинения выражение Н. И. Сладкова «Летом дни длинные- длинные, и радости в них — с утра до вечера»?
2 вариант — сочинение «Какого человека я считаю порядочным?»