Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. УРОК - ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. «МОЯ ЗВЕЗДА» - ГЛАГОЛ
1. Отгадывание темы творческой мастерской.
1.1. Составим слово из данных звуков: [а’], [д], [з], [и], [в’].
1.2. Вспомним встречу со звездой. Расскажите об этой встрече в 2—3-х предложениях. Запишите эти предложения.
Учитель. Вы все обратились в воспоминаниях к прекрасному звездному небу. Никто не вспомнил, например, о необычном по форме животном моря. Слово звезда многозначное. Поскольку нас покорила небесная звезда, ей мы и посвятим урок творчества.
1.3. Назовем слова-ассоциации к слову звезда. Запишем столбиком 5—6 слов, которые связаны в нашем сознании с этим словом. Каждый — свои слова.
Ночь, тайное желание, красивая, Вселенная, космос, загадочная, глаз, благодать, тайна, бездна, необъятное, зовет...
1.4. Нарисуем силуэт своей звезды. Прикрепим рисунок на стенде / классной доске так, чтобы получилась большая звезда.
1.5. Вы нарисовали звезду. Символом какого образа, идеи может быть знак, изображающий звезду? Запишите, символом каких ценностей является для Вас Ваша звезда-звездочка. Расскажем о своих мыслях.
Символ красоты, счастья, недосягаемости, тайны, мечты, надежды на помощь, великого...
2. Продолжим работу в группах. Группы определяются по сходству понимания звезды как знака.
2.1. В каждом из нас — своя звезда, своя надежда. Звезда, как нравственный стержень, не позволяет человеку оступиться, потерять надежду. Образ звезды часто появляется в творчестве художников: писателей, живописцев, графиков, композиторов, режиссеров. Вспомним названия произведений искусства, включающих слово звезда.
2.2. Послушаем, как рассказывают о своем мировосприятии взрослые люди. Постараемся понять их. Запишем для себя те строчки, которые запомнились, затронули душу. Обратим внимание на использование в сочинении «живописного настоящего».
Звезда — вечность
Что для меня звезда? Звезда на черном, бездонном ночном небе - это всегда непостижимая загадка, тайна. Она завораживает, чарует, увлекает, уводит за собой в какие-то неизвестные бескрайние просторы. Зовет своим далеким светом. Заставляет задуматься о вечном, оторваться от маленьких земных забот и представить неизмеримость мира.
Вот тогда ощущаешь себя песчинкой в мире Вселенной.
Я хотела бы быть звездой. Для родителей. Хочу, чтобы они гордились мной. Изо всех сил буду стараться светить как можно ярче, чтобы, у них было больше радости.
Мне хочется стать звездой для себя. Самооценка, самоуважение, самостоятельность помогут мне в жизни. И тогда потянутся ко мне остальные звезды и звездочки, а в мире появится еще одно созвездие.
Счастье для меня — звезда, к которой человек стремится всю жизнь; звезда, которая согревает сердце, дает силы жить и творить.
Разговор с сыном о звезде
Однажды мой сын
мне сказал по секрету:
— Я звездочку с неба
достану во-о-н эту.
Сачком ли, крючком ли,
другим ли предметом —
Увидишь,
достану я звездочку эту.
Когда вы уснете,
залезу на крышу,
А с крыши высокая звездочка ближе.
Я спорить не стала:
— Допустим, ты сможешь,
Достанешь ты звездочку эту.
И что же?..
— Ее поселю над кроваткой своею.
И будет нам с нею
вдвоем веселее.
— А если в твоем уголке
вся в печали По звездному небу
она заскучает?
Но сын не сдавался:
— На кухне поселим.
На кухне теплее,
светлее,
вкуснее...
Я тихо вздохнула:
— И даже на кухне
Без неба звезда твоя
сразу потухнет.
Е. С. Наумова
2.3. Составим словарь речевых оборотов, которые могут быть использованы в творческой работе.
Листы вывешиваются на доску с тем, чтобы в дальнейшем все могли использовать находки при выполнении творческого задания.
Далекая, загадочная, золотая, манящая, недоступная, неповторимая, непостижимая, светлая, таинственная, удивительная, прекрасная, путеводная, яркая, ясная... звезда.
Звезда поэта...; любви, надежды, счастья...
Знаки, луч, свет, тайна...; блеск, мерцание, ожидание, помощь, появление, сияние, совет, улыбка...; великолепие, волшебство загадочность, красота, недоступность, неповторимость, притягательность... звезды.
Встреча, разговор... со звездой.
Достать, подарить... звезду.
Восхищаться, любоваться...; быть, стать... звездой.
Верить... в звезду.
Обратиться... к звезде.
Глядеть... на звезду.
Вспомнить... о звезде.
Ждать (ответа, совета, помощи...), не отрывать взгляда...от звезды.
Сидеть... под звездами.
Враждовать, говорить... со звездой.
Звезда волнует, глядит, горит, дарит (надежду...), льет (таинственный свет...), зовет, исполняет (желания...), манит, мерцает, мигает, освещает (путь...), падает, понимает (земную жизнь...), сверкает, светит, сияет, улыбается, успокаивает...; заледенела, зажглась, исчезла, спряталась, упала...; прекрасна...; (драгоценный...) бриллиант, (добрый...) друг, знак (вечности, красоты...), свидетельница (успеха...), символ (обновления...), спутница (раздумий...), талисман, украшение (ночного неба...)...
3. Индивидуальная творческая работа (10—12 минут).
3.1. В Столбике записанных слов-ассоциаций подчеркните три самых важных, по-вашему, слова. Из выделенных слов выберите одно. Это и будет темой Вашего сочинения «Звезда и...»
3.2. Сочинение.
4. Рефлексия (от лат. reflexio — отражение; анализ собственных мыслей и переживаний) может быть проведена на данном уроке или последующих занятиях.