ГЛАГОЛЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ НА -ЧЬ - ГЛАГОЛ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ГЛАГОЛЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ НА -ЧЬ - ГЛАГОЛ

1. Изучение орфограммы «Мягкий знак в глаголах неопределенной формы на -чь».

1.1. Чтение правила и образца рассуждения.

1.2. Словообразовательная работа. Игра «Кто больше подберет однокоренных слов?»

Беречь — поберечь, уберечь, сберечь. Лечь —... Жечь —... Влечь — ... Стеречь — ... Стричь —... Толочь — ...

1.3. Проблемный вопрос: Почему пишем мягкий знак в глаголах неопределенной формы на -чь? Ведь [ч’] всегда мягкий, не имеет парного твердого звука.

1.4. Распределительный диктант.


Ь в сущ. III скл.

Ь в гл. на -чь

Ь в сущ. не III скл.

Ь в кр. прил.

глушь

пренебречь

из-за туч

колюч


2. Работа с текстом.

Учитель. Прочитаем текст. Выпишем глаголы из 1-го абзаца. Почему так много глаголов неопределенной формы? Сосчитайте. Почему опущен глагол в последней картине? Во всем этом — стремительность движений, потребность жить, радоваться осознанию своего существования, готовность поделиться радостью с другими. С какими запахами писатель связывает «пленительную сказку» детства?

Сделаем синтаксический разбор последнего предложения 2-го абзаца.

Как образно было названо обыкновенное, простое деревенское блюдо — суп из грибов? Каково назначение вводного слова итак? Как характеризуют автора последние слова текста? Не кажутся ли заразительными действия, описанные П. П. Маракулиным? Не захотелось ли и вам отведать ароматного супа?

Грибовница

Встать в холодной избе с теплой лежанки, выскочить на крыльцо, умыться снегом, притащить охапку березовых поленьев, вывалить перед печью, поднять из колодца два ведра жгучей, позванивающей льдинками воды, затопить топку, согреть эту воду, размочить в ней пригоршню сухих белых грибов, отжать их, вывалить в осиновое корытце, дробно изрубить сечкой, очистить и нарезать лук и картошку, заправить все это в чугунок, залить водой, бросить напоследок щепоть соли — и ухватом к огню!

С мороза из чулана я приношу каравай ржаного деревенского хлеба, со скрипом режу его, разогрев перед печью. Запах леса и огорода уже рвется из пышущего чела, уже срывает не только крышку с чугуна, но, кажется, и крышу с нашего дома. Он уносит меня под звезды, в пленительную сказку детства...

Итак, могучее блюдо народного кулинарного искусства стоит на столе — милости просим!

П. П. Маракулин


3. Подведение итогов работы.


4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.






Для любых предложений по сайту: [email protected]