Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РАССКАЗ - ГЛАГОЛ
1. Слово учителя.
1.1. Постановка цели.
1.2. Эмоциональная подготовка учащихся к творческой работе.
Учитель. За окном весна. Календарная весна началась с 1 марта. Природа постепенно пробуждается от зимнего сна. На крышах появились сосульки. Все мы видим звонкую, радостную капель.
Весна, весна — по всем приметам,
Куда теперь я ни взгляну;
Весна с улыбкой и приветом...
Затем жить стоит в мире этом,
Чтоб видеть русскую весну!
А. М. Жемчужников
Сегодня мы пофантазируем. Представим: мы видим и слышим, знаем то, о чем не подозревали раньше. Вот капелька. Всю зиму лежала она снежинкой на крыше, но солнечный лучик отогрел ее. Она превратилась в прозрачный шарик и покатилась вместе с другими блестящими прозрачными сестричками. Толстая сосулька задержала их: «Посмотрите! Посмотрите, как красиво вокруг!» Солнышко становилось все горячее, и удержаться на скользкой сосульке становилось все труднее. Страшно ли было капельке падать с большой высоты? А может быть, ей было весело, ей хотелось лететь?
Пофантазируем, о чем размышляла прелестная снежинка, когда тихо и плавно качалась в воздухе? А легко сейчас солнечным лучикам разбудить хмурые тучи, согреть землю после зимы?
А возможно, Вы разговаривали с каким-то неговорящим существом, предметом?
2. Обсуждение школьных сочинений.
Бежали капельки по стволу, потом по ветке и вниз скатывались.
Тут холодно стало. Одна капелька уцепилась за кончик веточки. Еле держится, дрожит от холода, совсем озябла. А к ней другая катится:
— Держись за меня! — крикнула замерзающая капелька. — Вместе теплее!
Ухватились они друг за дружку и следующую зовут. А потом все втроем опять кличут:
— Бегите к нам, капельки! Вместе не страшно.
Большая сосулька выросла, много в ней капелек, крепко держатся.
Но вот солнышко появилось, теплее стало. Согрелась самая маленькая капелька, посверкала на солнце и спрыгнула на землю.
— Тепло! Тепло! — зазвенела она по камешкам.
Тут и следующая согрелась и спрыгнула вниз. И другая... И побежали, побежали ручьями капельки, зажурчали весело.
Я увидел жабу в саду на тропинке. Жаба была большая, грузная. Глазки темные, с блестящими точками. На брюшке нежная кожа. Многие считают, что жабы уродливы и противны. Я так не думаю.
Я долго смотрел на жабу, а она на меня. Я представил, что жаба сбросила кожу и превратилась в красну девицу. Платье на ней было темно-зеленое, волосы в золотую косу заплетены. Вдруг загремел гром. Засверкала молния. Появился змей и утащил мою красавицу.
Жаба все еще сидела и смотрела на меня. Мне захотелось ее потрогать, но она испугалась и прыгнула под старый пень.
Чем понравились сочинения? Какая поэзия живет в душах ребят! Ведь они слышат и понимают то, о чем другие и не догадывались.
А вот как рассказала о жизни, казалось бы, неживого предмета поэтесса.
Сосулька
Как она стремительно летела
Вниз, из зимних вырвавшись оков!
Как ее серебряное тело
Раскололось звонко и легко!
Голубые тающие льдинки
Ручейками светлыми текли,
Помогая маленьким травинкам
Выбраться на свет из-под земли.
Е. С. Наумова
3. Попробуйте подслушать мысли цветка, деревца...; ручейка, облачка, звездочки...; птички, бабочки... Обмен замыслами сочинений.
4. Работа с памяткой «Как писать сочинение».
Какими рекомендациями могла быть дополнена памятка?
Не бойся воображать. Фантазируй.
Введи диалог (описание), если он поможет ярче создать художественный образ.
5. Повторение композиции сочинения-повествования.
6. Работа с черновиком. Совершенствование написанного.
7. Оформление творческой работы.