Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. Словарный диктант с элементами словообразовательной работы.
Учитель. Образуем от имен существительных новые слова- прилагательные с помощью суффиксов -ан-, -ян-, указывающих на материал, из которого состоит предмет. Глина → глин-ян-ый, земля, кожа, лед, песок, рожь, серебро.
2. Предупреждение речевых ошибок в употреблении полных и кратких прилагательных.
3. Изучение темы.
3.1. По какому плану проводится анализ слова как части речи? Знакомство с порядком морфологического разбора имени прилагательного.
Выявим роль имен прилагательных в создании художественного образа. Проведем морфологический разбор полных и кратких прилагательных. Выпишем сочетания слов сущ. + полн. прил.
Полна чудес могучая природа!
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет. Бросит
В болотинке, в забытом уголке,
Под кустиком, цветок весны жемчужный,
Задумчиво склоненный ландыш, брызнет
На белизну его холодной пылью
Серебряной росы — и дышит цветик
Неуловимым запахом весны,
Прельщая взор и обонянье...
А. Н. Островский
3.2. Творческая работа. Опишем одну из картин, возникших в воображении при чтении стихотворения.
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.