Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Урок проводится в форме дидактической игры «Восхождение на вершину горы». Школьники распределяются по группам. Каждая группа получает какой-либо отличительный знак (например, флажок) для обозначения движения по маршруту. На доске начерчен силуэт горы, на ее уступах и будут устанавливаться опознавательные знаки групп. Практическая часть заданий выполняется всей группой на своем маршрутном листе. Учителю и его помощникам надлежит быстро проверять правильность, полноту выполненной работы и давать разрешение на подъем.
1. Общекомандное испытание по теории методом экспресс-опроса. Особенности метода экспресс-опроса: 1) ответ не засчитывается, если он не начат в течение трех секунд; 2) один и тот же вопрос не задается дважды.
Задание. Дать ответы на контрольные вопросы. Условие: какой-либо член группы может отвечать один раз.
2. Каждой группе даются карточки с текстом — стихотворением А. Н. Майкова «Альпийские ледники» (см. урок № 15/129).
Учитель. Прочитайте стихотворение, насладитесь полетом чувств поэта.
Прочитайте текст без имен существительных. Почему непонятен смысл произведения? Нет названий предметов, явлений окружающего мира, признаков, действий. Напишите, какую функцию выполняют существительные в языке и речи. Сдайте ответы.
Верните карточки. Попробуйте восстановить (так, как запомнилось) текст. Сдайте свой текст-изложение.
3. Самодиктант. Вспомните и запишите слова с непроверяемыми написаниями, данными в учебнике по теме «Имя существительное». Сдайте словарный диктант.
4. Продолжите ряд существительных (не менее пяти) в форме единственного числа в данных словосочетаниях.
Возвращаться с товарищем...
Восторгаться удачей...
Виднеется за гаражом...
Стоять перед свечой...
Расположиться за тягачом...
Задуматься над притчей...
Воспользуйтесь списком существительных.
Вираж, витраж, грач, задача, инструктаж, каланча, камыш, кирпич, ключ, луч, матч, меч, монтаж, паралич, пейзаж, передача, поленница, роща, саранча, скрипач, смерч, трубач, туча, чаща.
5. Составьте 5 словосочетаний гл. + предл. + с. предл. п. Используйте любые из данных существительных.
Восхищение, колония, обаяние, отчаяние, появление, профессия, разочарование, территория.
6. Отгадайте задуманную часть речи. Докажите примером правильность своей точки зрения.
7. Свободный диктант. Прочитайте. Верните карточку. Напишите текст по памяти.
Человек всегда мечтал о добре и счастье на всей планете. Русский ученый К. Э. Циолковский хотел видеть всех людей такими же дружными, какие живут в хорошей, доброй семье. Земля наша — дом для человечества, подарок космоса людям.
8. Цель достигнута! Вы на вершине горы! Напишите, что чувствуете, видите, ощущаете. Какие чувства испытываете? Какие мысли, желания переполняют Вас?
9. Подведение итогов «восхождения». Рефлексия. Награждение.