Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ЧТО РАЗДЕЛЯЮТ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ь? - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1. Анализ сочинения о летнем отдыхе.
2. Изучение темы «Разделительные ъ, ъ».
2.1. Звук [й’] в корне слова.
Хором произносим слова, выделяя звук [ц’]. Произносим звук [й’], если этот звук есть в слове.
Слова могут быть написаны на доске.
Яма, яблоко, еду, ежик, Юра, поеду, полетел, пою, маятник, троллейбус, рисую, объехал, объем, ущелье, понимаю, ночью, приятный, занавес, зальешь.
2.2. Работа с таблицей.
Вспомним правило. Заполним таблицу примерами.
Разделительные Ъ, Ь
Слышим |
Пишем |
|
[Й'] |
об- |
объединение объявить |
в |
въезжаю |
|
пред- |
предъюбилейный |
|
под- |
подъем |
|
из- |
неизъяснимо |
|
раз- |
разъясняю |
|
от- |
неотъемлемый |
|
с- |
съежиться веселье собьет вьюга чья-то |
|
по-соловьиному |
Учитель. Что разделяет Ъ? Приставку от корня, согласный звук и звук [й’].
Что разделяет Ь? Согласный звук и звук [й’] в корне слова.
3. Актуализация знаний.
3.1. Образование новых слов с помощью приставок.
3.2. Распределительный диктант.
Съехать с горки, сбежать с лестницы, объявить конкурс, обязательство выполню, поел заячьей капусты, съедобное растение, съел сыроежку, сел на скамью, съежился от непогоды, сагитировал пойти на футбол, приехать на съезд, разъехаться по домам, читать пьесу, укрыться во время вьюги, сэкономил деньги, необъяснимый случай, получил разъяснение.
3.3. Закончи пословицу.
Чтобы рыбку съесть, надо...(в воду лезть, проголодаться, ее наловить, ее сварить). Птица красна перьем, а человек — ... (уменьем, умом, стараньем, платьем). Дельное слово бьет... (сильнее палки, толково, умело, как молот). Ответ: первый вариант.
4. Итог урока.
Учитель. Назовите опознавательные признаки орфограммы «Разделительные Ъ и Ь»
5. Домашнее задание — упражнение из учебника; правильно подчеркнуть орфограмму, записать словосочетания с предложенными словами.