ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ» - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ» - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Распределительный диктант. Составление обобщающей таблицы.

1-й столбик. Позиционные чередования гласных и согласных: тя[н]-у-ть-ся — тя[н’]-ет-[ ]; тря[с’]-ти — тря[с]-к-а; сла[т]-к-о — сла[д]-ок-[ ]; под лис[т]-к-ом — лис[т’]-ик-[ ]; щ[и]бет-а-ть — щ[э’]бет-[ ]; оса[д’]-и-ть —оса[д]-а; осозн[а]-ва-ть — осозн[а’]-ть; т[а]-ит — т[а’]й-н-а; з[а]- дремл-ешь — з[а’]-пись-[ ]; [з]-беречь-[ ] — [с]-лож-и-ть.

2-й столбик. Традиционные (непроверяемые) написания гласных и согласных: тысяч-a, трен-ирова-ть-ся, осен-и-ть, со- ревн-ова-тъ-ся, жужж-а-ть, оранжев ый, нежн-о-сирен-ев-ый, предчувств-ова-ть.

3-й столбик. Чередующиеся гласные и согласные: вод-и-ть — вож-у — вожд-ени-е (д// ж// жд); черес-полос-иц-а — чрезмерный (ере// ре); представл-я-ть — представ-и-ть (вл// в); рас-по-лаг-а-ть —рас-пo-лож-и-ть (а// о); под-раст-а-ют —рос-[ ] (а//о).

4-й столбик. Традиционные написания гласных после шипящих и ц (-жи-, -ши-, ча-,-ща-, -чу-, -щу ): шип-ов/ник-[ ], очар-ова-н-[ ], ощущ-а-ющ-ую.

5-й столбик. Традиционные написания гласных после шипящих и ц (буквы ё — о после шипящих в корне): чёрн-ый — черн-е-ть; по-чёс-ыва-ть — чесать; под-чёрк-ива-ть — черкнуть.

6-й столбик. Традиционные написания гласных после шипящих и ц (буквы и — ы после ц): циклон-[ ], цитат а, ликвид-аци-я, страниц-ы, куниц-ын-[ ], цифр-ов-ой, у гост-ин-иц-ы.


2. Закончим предложения.

Окончания служат для связи... (слов в словосочетаниях и предложениях). Окончания образуют форму слова и выражают... (грамматическое) значение. Основа — часть слова без окончания, в которой заключено... (лексическое значение). В корне заключено общее ... (лексическое) значение всех однокоренных слов.


3. Работа с текстом.


4. Итог урока.


5. Домашнее задание. Выписать слова с непроверяемыми написаниями, данными в разделе «Морфемика».






Для любых предложений по сайту: [email protected]