ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ

Русский язык поурочные разработки 4 класс

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ

Цели: активизировать знания об имени прилагательном как части речи; развивать умение определять слова с твердой и мягкой основой; обогащать словарный запас учащихся.

Ход урока

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают словосочетания под диктовку:

На востоке показалось, появились на тополе, бродил с собакой, тянулись над долиной, причалили к пристани.

– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.

Образец:

II. Актуализация опорных знаний.

1. Введение в тему.

Учитель заранее готовит черно-белое изображение грибов лисичек. Читает текст.

Лисички

Лисички , как морковь. Ножка грибка сразу переходит в зонтик. В середине дрожит росинка.

Этот гриб рано появляется в лесу. Смотрит стайка лисичек из мха.

Учитель организует беседу по тексту.

– Можно ли по этому описанию «узнать» эти грибы в лесу?

– А теперь скучную картинку «раскрасьте» словами-признаками.

Учитель снова читает текст, делая паузы в местах, где нужно добавить прилагательные. После произнесения прилагательного накладывает цветную часть на черно-белую.

Учащиеся вставляют в предложения подходящие по смыслу прилагательные.

Учитель продолжает беседу по вопросам:

– Какие слова помогли «разукрасить» иллюстрацию? Дайте определения этих слов. К какой части речи они относятся?

– Дайте определение имени прилагательного.

2. Мотивационный компонент урока.

Учитель делит доску на две части: «знаем», «хотим узнать». Затем предлагает учащимся вспомнить, что им уже известно об имени прилагательном, что они хотели бы узнать. (Учащиеся заполняют первую часть – «знаем» – известными сведениями: род, число, вопросы, твердая и мягкая основа.

Во второй части – «хотим знать» – ученики предполагают: имеют ли прилагательные склонение, изменяются ли по падежам и др.)

Учитель подводит учащихся к постановке задачи урока: в ходе изучения имени прилагательного найти ответы на все вопросы из части «Хотим знать».

III. Работа с учебником.

1. Выполнение упражнения 1 на с. 149 с объяснением на доске.

Учащиеся объясняют смысл выделенного предложения, определяют, какой частью речи являются слова живые и тонкие, выбирают из текста все имена прилагательные и доказывают свой выбор.

– Признаками каких слов являются эти прилагательные? (Существительных.)

– Как называются связанные между собой существительные и прилагательные? (Пары слов, связанные между собой, называются словосочетаниями.)

– Выпишите из упражнения словосочетания по формуле:

прил. + сущ.; докажите зависимость слов в них.

Образец:

2. Выполнение упражнения 2 на с. 149 по заданию учебника, с комментированием.

● Лексическая работа. Учитель объясняет значение слова балагур.

(Балагур – человек, который любит балагурить, шутник, весельчак. Балагурить – весело, с шутками болтать. (Ожегов С. И.)

IV. Работа по словообразованию.

– Как образуются прилагательные?

1. Выполнение упражнения 3 по заданию учебника.

(О т в е т:

Другие прилагательные образованы при помощи суффиксов: )

Разбор слов по составу (морфемам) учащиеся выполняют на доске.

2. Выполнение упражнения 4 по заданию учебника.

Учитель обращает внимание на правописание слов:

– Подумайте, как доказать правописание в этих словах нн.

– Разберите эти слова по составу.

– Закончите предложения: «В слове утренний нужно запомнить правописание суффикса…» «В слове ранний написаны две буквы н, потому что…».

– Обратите внимание на слово деревянный. Выучите правописание этого словарного слова и запомните его.

V. Упражнение в употреблении форм прилагательных.

На доске записаны прилагательные с существительными (словосочетания), в которых учащимся нужно договорить окончания в прилагательных:

Вкусн.. какао, молод.. тополь, жарен.. картофель, нов.. рояль, яблочн.. повидло, черн.. тушь.

Учащиеся определяют, какой частью речи являются главные слова в словосочетании, затем делают вывод: главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные.

VI. Итог урока.

– Для чего используют в речи имена прилагательные?

– Закончите предложение: «Если бы не было слов, обозначающих признаки предметов, то…».

Домашнее задание: упражнение 6, с. 152.






Для любых предложений по сайту: [email protected]