Русский язык поурочные разработки 4 класс
ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА
Цель: обобщить знания учащихся об окончаниях имен существительных множественного числа.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
Запишите слова в родительном падеже множественного числа существительных:
апельсины –
яблоки –
мандарины –
носки –
лимоны –
сапоги –
помидоры –
чулки –
баклажаны –
Проверьте написание окончаний по таблице на с. 109.
II. Формирование новых знаний.
1. Работа с упражнением 160.
– Чем отличаются окончания существительных множественного числа в Д., Т., П. падежах?
Д. п. Т. п. П. п |
Твердая основа -ом -ами -ах |
Мягкая основа -ям -ями -ях |
Вывод: у существительных с твердой основой в Д., Т., П. падежах окончания произносятся твердо, а у существительных с мягкой основой – мягко.
2. Упражнение в распознавании существительных множественного числа в Р., В. и Т. падежах.
Упражнение 161 по заданию учебника.
3. Выполнение упражнения 163.
– Какой частью речи являются слова в скобках?
– Почему изменяли форму прилагательного? Как вы думаете, изменяются ли имена прилагательные по падежам? От какого слова будет зависеть падеж имен существительных?
III. Зрительный диктант.
Выполнение упражнение 162.
Объясните написание пропущенных орфограмм. Учащиеся записывают текст под диктовку, проверяют по окончании работы. Выделяют окончания существительных множественного числа, указывают их падеж.
IV. Итог урока.
– Как определить склонение имен существительных множественного числа?
Домашнее задание: упражнение 164.