Русский язык поурочные разработки 4 класс
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цель: формировать умения распознавать именительный и винительный падежи имен существительных.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
Орфографическая минутка.
Эстафета. Учащиеся каждого ряда получают карточку со словосочетаниями (по числу учащихся, сидящих в данном ряду). Каждый игрок должен определить падеж одного существительного и передать карточку соседу. По завершении работы – проверка.
Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, шли по дороге, поставил на стол, закрыл кран, зашел к другу, вышел за город, любуюсь картиной, мечтаю о походе, жил за рекой, прочитал в книге, пахнет мятой.
II. Сообщение темы урока.
– Просклоняйте существительное сосна.
– Что можете сказать о падежных вопросах именительного и винительного падежей неодушевленных существительных?
– Сегодня на уроке мы будем учиться определять падеж неодушевленных существительных, отвечающих на вопрос «что?».
III. Формирование новых знаний.
1. Упражнение 36 учащиеся выполняют по заданию учебника.
2. Знакомство с правилом на с. 83. Учащиеся читают и рассказывают правило.
3. Выполнение упражнения 37.
– На какой вопрос отвечает выделенное существительное?
– Опираясь на правило, определите падеж выделенных слов.
– Запишите предложения. Подчеркните грамматическую основу. Какое наблюдение вы сделали? (На доске учитель может нарисовать схему.)
IV. Закрепление.
1. Выполнение упражнения 38 по вариантам:
вариант I – 1-я строчка;
вариант II – 2-я строчка.
V. Словарная работа.
Запоминаем слово
● Лексика. Объясняет ученик.
– 1) промышленное предприятие; 2) приведение в действие механизма (игрушка с заводом).
Ребус ( учащиеся разгадывают и новое словарное слово записывают в тетрадях).
● Этимология. Учитель рассказывает о происхождении слова.
Слово образовано от глагола завести – «устроить, оборудовать, привести в действие».
2. На доске записано лексическое значение слова . Учащиеся читают и записывают в тетрадях.
● Лексика. – химическое вещество, обладающее особым блеском, ковкостью.
– Отгадайте загадку.
Раскаляюсь докрасна,
Охлаждаюсь дочерна.
● Этимология. Слово заимствовано из греческого языка.
– Составьте предложение с новыми словарными словами.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как определить падеж неодушевленных существительных, отвечающих на вопрос «что?».
Домашнее задание: упражнение 39.