Русский язык поурочные разработки 4 класс
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЯХ
Цели: познакомить с ролью местоимений в речи; формировать умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.
Ход урока
I. Орфографическая минутка.
Михаил догадался, привела сестра, вымазался в грязи, на дворе светлым-светло, смотрела на зверей, летит оса, на хвосте принесла, таскает листочки, два молоденьких дрозда.
II. Введение в тему.
– Вы – редакторы. Замените выделенные слова другими. (Текст записан на доске.)
Лиса
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
– Вместо какой части речи вы употребили эти слова?
Такие слова, которые не называют предмет, а только на него указывают, называются местоимениями.
Учитель вывешивает сигнал-схему:
– Местоимение – это часть речи.
Выполнение упражнения 1 на с. 26 по заданию учебника.
– Можно ли по личным местоимениям узнать, о ком идет речь?
III. Первичное закрепление.
Коллективно выполняется упражнение 2 на с. 26.
Запись: солнце – оно, Каштанка – она, кот – он.
Делается вывод.
Вывод: местоимение он указывает на предмет мужского рода, она – женского, оно – среднего рода.
Упражнение 3 на с. 27 выполняется по заданию учебника.
IV. Комментированное письмо.
Мы встали утром. Над нами весеннее солнце. Пришел к нам знакомый лесник. Он позвал нас посмотреть лисью нору. Мы подошли к сосне. Возле ее подножия была нора.
V. Творческий тест.
– Выберите нужное местоимение.
Вчера я дежурил в классе. Вместе со … а) я дежурила Катя.
б) ты
в) мной
Я вытер доску и парты. Доска у… а) оно так и блестела.
б) я
в) меня
Класс у … а) нас был в образцовом порядке.
б) мы
в) нее
VI. Итог урока.
– С какой частью речи познакомились?
– Почему эта часть речи получила такое название?
– Какие местоимения вы запомнили?
Домашнее задание: составить 5 предложений с местоимениями.