Русский язык 3 класс - разработки уроков
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С СОЧЕТАНИЯМИ ЧК, ЧН, ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА, ЖИ, ШИ
Цель: развивать умение правильно писать слова с сочетаниями жи, ши, чу, щу, ча, ща, чн, чк.
Ход урока
I. Чистописание.
шипы барабанщик борщик
II. Закрепление. Постановка проблемы и ее анализ.
1. Самостоятельно составить слова из слогов.
Запись на доске:
лы вель ка на ма пру ча кры
жи ши чай ша ник встре ро ша
– Какие орфограммы встретились в словах?
2. Формулировка правил.
В сочетании жи-ши
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву А.
В сочетаниях чу-щу
Пишут только букву У.
Дети проговаривают правило своими словами.
Физкультминутка
III. Выполнение упражнений на применение знаний.
1. Сравнение произношения гласного звука в сочетаниях жи, ши с его обозначением на письме. (Упр. 89.)
2. Выделение из слов мягких согласных звуков [ч’] и [щ’], сравнение произношения сочетаний и обозначения их на письме. (Упр. 93.)
3. Самостоятельная работа. (Упр. 92.)
4. Словарная работа.
– Назовите одним словом стелющееся травянистое огородное растение с продолговатым зеленым плодом.
Огурец – от древнерусского угур – незрелый.
– О ком так говорят: «...как огурчик»? (О здоровом, румяном человеке.)
– Огородное растение, овощ томат. (Помидор.)
– Произошло от итальянского слова «помодоро», что значит «золотое яблоко». Томатом это растение назвали перуанские индейцы.
– Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. (Медведь.)
– «Медведь» означало «медоед». Когда так говорят: «Медведь на ухо наступил»? (Когда у человека отсутствует музыкальный слух.)
– «Медвежья услуга». (Неумелая услуга, причиняющая только неприятности.)
– Запишите эти слова в словарь. Образуйте однокоренные слова.
IV. Итоги урока.
– Сформируйте правила, над которыми сегодня работали.
Домашнее задание. Упражнение 94.