Русский язык 3 класс - разработки уроков
ЗАКРЕПЛЕНИЕ - Урок 2
Цель: уметь выделять ударный звук в словах; ставить знак ударения, сформировать понятие о связи смысла слова с ударением, применять правила переноса слов.
Ход урока
I. Чистописание.
Российская Федерация.
Любишь шутку над Фомой – так люби и над собой.
– Объясните смысл пословицы. Поясни встретившиеся орфограммы.
– Разгадайте и запишите отгадки ребусов:
Ответы: 1. Вера. 2. Слава. 3. Валя. 4. Анастасия.
– Запишите отгадки, располагая имена в алфавитном порядке.
– Посчитайте, сколько слогов в каждом слове-отгадке.
II. Закрепление.
1. Постановка проблемы и ее анализ. Учитель читает стихотворение.
Ты видишь слово на строке,
Разбитое на слоги,
Как будто поезд вдалеке
Мчит по стальной дороге,
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов,
Это знает каждый из учеников.
Детям предлагается своими словами проговорить правило определения слогов.
– Для чего надо уметь делить слова на слоги?
Воспроизведение правил переноса слов с одной строки на другую.
2. Запишите отгадки через запятую, разделяя их черточками для переноса.
Яркий, сладкий, наливной,
Весь в обложке золотой,
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки. (Апель-син.)
Шея длинная такая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее – нет! (Двой-ка.)
День и ночь стою на крыше.
Нет ушей, но всех я слышу,
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ. (Ан-тен-на.)
Формулировка правил переноса слов на основе анализа:
– ъ и й при переносе не отделяются от стоящей впереди буквы;
– двойные согласные при переносе разделяются.
Физкультминутка
3. Различение смысла слова в зависимости от ударного слога. Упр. 51.
4. Словарная работа.
– Отгадайте загадки:
а) Орехи в земле, листья на земле. (Картофель.)
б) Толстовата, форсиста,
Сорочек одела триста,
А нога одна. (Капуста.)
в) Для посадок, не иначе,
Грядки нам нужны на даче,
Лук сажаем и картошку,
Зелень, огурцов немножко!
– Замени одним словом. (Огород.)
– Когда так говорят: «Кидать камни в чей-то огород»? (Намекать на кого-либо в разговоре, отзываясь о нем неодобрительно.)
III. Итог урока.
1. Учитель:
– От чего зависит смысл слова? (От ударения в слове.)
Правило на с. 27.
– Прочитайте правильно, расставьте знаки ударения в словах.
Запись на доске:
На двери замка
Нет замка.
Живет щегол здесь –
Первый щеголь.
И утром белка
Из белка
Ему готовит гоголь-моголь.
2. Соблюдайте правила переноса, не окажитесь на месте героя стихотворения А. Шибаева. В чем ошибся герой стихотворения?
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенес:
«Едва» я перенес: «е-два»
И получил за это «Два».
«Укол» я перенес: «У-кол»
И получил за это кол.
«Опять» я перенес «о-пять»,
Теперь, надеюсь, будет пять!
Домашнее задание. Подготовиться к словарному диктанту.