Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; дать представление об имени существительном как части речи; формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, ставить вопросы к именам существительным, изменять имена существительные по вопросам, объяснять лексическое значение имён существительных, группировать их по лексическому значению; обогащать словарь учащихся именами существительными разных лексико-тематических групп; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Чтение темы урока “Имя существительное”. Определение познавательной задачи урока: “Что такое имя существительное?” Обсуждение целей урока.

3. Рассматривание рисунков (учебник, упр. 74, с. 44). Обсуждение: “Как одним словом назвать то, что изображено на рисунках? Назовите каждый предмет словом”. (Задание направлено на то, чтобы ученики могли распознавать предмет реальной действительности, слово-название данного предмета, вопрос, на который отвечает это слово, а также соотносить слово, обладающее этими признаками, с одной из частей речи — именем существительным.). Выяснение: “К какой части речи относятся названные слова?” Запись каждого слова с вопросом. Чтение записанных слов вместе с вопросами, на которые они отвечают. Уточнение: слова, к которым можно поставить вопрос кто? или что? — это слова-названия предметов. В русском языке они относятся к именам существительным.

4. Чтение определения имени существительного (учебник, с. 45). Подбор слов — имён существительных.

5. Выполнение заданий (учебник, упр. 75, с. 45). Уточнение: имена существительные — это слова, обозначающие людей, животных, растения, вещи. Ко всем словам, называющим эти предметы, можно поставить вопрос кто? или что?

6. Работа со словарными словами январь и февраль. Чтение и дополнение предложения: Декабрь, ... , ... — зимние месяцы. Ответ на вопрос: “Названий каких месяцев не хватает в этом предложении?” Выяснение происхождения слов. (В древности месяц январь называли “сечень”, так как он как бы рассекал зиму на две половинки, а февраль называли “лютый”, так как в этом месяце стояли лютые морозы. Древние римляне эти месяцы назвали в честь богов: январь — в честь Януса, бога солнца и света, а февраль — в честь Фебруса, покровителя стад.) Сравнение произношения и написания, выделение непроверяемых орфограмм. Обсуждение: “К какой части речи относятся данные слова?” Обобщение: названия месяцев года, времён года — это тоже имена существительные. Запись предложения с новыми словарными словами, выделение орфограмм.

7. Чтение пословиц о зимних месяцах (учебник, упр. 76, с. 45). Выполнение устных заданий. Чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 46) и уточнение: имена существительные могут отвечать не только на вопросы кто? что?, но и на вопросы кого? чего? и т. д. Запись любой пословицы. Объяснение написания слов на изученные орфограммы: Январю — морозы, февралю — метели.

8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что такое имя существительное? Чему вы учились на уроке? Что может обозначать (называть) имя существительное? На какие вопросы отвечает эта часть речи?”

Домашнее задание

Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 50, с. 24); выписать из любого словаря учебника 5 имён существительных.






Для любых предложений по сайту: [email protected]