Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Части речи - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить учащихся с понятием “части речи”; формировать умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи, называть слова разных частей речи; развивать речь в ходе составления текста по рисунку; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
На данном уроке даётся общее представление о частях речи. Каждое отдельное слово — это часть речи, оно выполняет свою функцию в речи: называет предмет, его действие, его признак, количество предметов и др. Все слова распределяются в группы по частям речи, каждая часть речи имеет своё название и признаки, по которым можно различать части речи: общее значение частей речи (обозначать предметы, признак, действие и др.) и вопросы, на которые может отвечать часть речи.
1. Работа со шмуцтитулом. Выяснение: “Что вы будете изучать и чему вы будете учиться, знакомясь с новым разделом учебника?” Чтение темы “Части речи” и определение задачи урока: “Что вам предстоит выяснить?” (Что такое части речи.)
2. Рассматривание рисунка (учебник, упр. 68, с. 40). Выполнение заданий. Ответ на вопрос: “Какими словами воспользовались при описании рисунка?” Запись предложения по рисунку.
3. Чтение сведений о частях речи (учебник, с. 40). Обсуждение: “Что такое части речи? Как вы думаете, почему слова в языке называются частями речи? Что называют разные части речи? Что есть у каждой части речи?”
4. Рассматривание схемы и работа с ней (учебник, упр. 69, с. 41). Ответ на вопрос: “О чём сообщила вам схема?” Воспроизведение знаний о том, что есть слова, называющие предметы (признаки и действия предметов), каждое такое слово соотносится с определённым вопросом и является в русском языке определённой частью речи. Чтение предложения Ранняя весна предвещает дождливое лето и соотнесение каждого слова с определённой частью речи. Запись этого предложения. Ответы на вопрос: “Из слов каких частей речи состоит предложение, которое вы составили по рисунку?” (учебник, упр. 68, с. 40). Обобщение: “Что нового о частях речи вы узнали, работая с данной схемой?”
5. Чтение групп слов из сказки А. С. Пушкина (учебник, упр. 70, с. 42), определение: в какой сказке автор употребил эти слова. Чтение подготовленным учеником начала сказки. Ответы на вопросы: “Можно ли сказать, что все эти слова — части речи? Если да, то почему?” Обсуждение: “Почему слова распределены в три группы?” Поиск ответа на вопрос: “Что общего в словах каждой группы?” Определение того, к каким частям речи относится каждая группа слов (учебник, упр. 70, с. 42).
6. Запись под диктовку составленного из слов (учебник, упр. 70, с. 42) предложения и его запись: Старик поймал золотую рыбку. Выяснение значения слова золотая (не простая, а волшебная), определение: к какой части речи может быть отнесено каждое слово.
7. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что вы узнали нового сегодня на уроке? Что такое части речи? С какими частями речи вы познакомились?”
Домашнее задание
Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 47, 48, с. 23).