Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным - Урок 6 - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; совершенствовать умения использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне, объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки его написания, подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Чтение слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным, объяснение их написания (“Рабочая тетрадь”, упр. 28—30, с. 14—15).
2. Определение задачи урока: “Научиться писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком”. Определение целей урока.
3. Самостоятельная работа: вставить пропущенные буквы в двух группах слов с парным согласным звуком (“Рабочая тетрадь”, упр. 31, с. 15). Взаимопроверка. Обсуждение допущенных ошибок проверяющим учеником. Начало ответа: “Я считаю, что в слове ... допущена ошибка...” Поиск ответов на вопросы: “Какое слово в каждой группе является лишним? Почему?”
4. Упражнение в выборе буквы парного согласного звука (учебник, упр. 47, с. 28). Чтение пословиц, объяснение, когда так говорят. Выбор буквы из скобок для правильного написания слов с обоснованием своего ответа. Варианты работы: запись любых двух пословиц самостоятельно либо письмо под диктовку некоторых пословиц. Выполнение последнего задания: обсуждение того, о чём можно составить текст по первой пословице.
5. Упражнение в правописании слов с парным согласным звуком на конце слова и перед другим согласным (учебник, упр. 49, с. 23). Обоснование выбора пропущенной в словах буквы. Выполнение письменного задания. Соотнесение правильного произношения и написания слов дождь, мягкая; нахождение этих слов в “Орфоэпическом словаре”, наблюдение над употреблением в речи слов в словосочетаниях килограмм яблок, но килограмм апельсинов (мандаринов).
6. Выборочный слуховой диктант с комментированной записью слов с парным согласным звуком, написание которого надо проверять.
Легко, как тень, скользят у самого дна рыбки. Рыщет по морю селёдка. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ёрш. В песке спрятался осьминог.
7. Игра “Буквы спорят”: упражнение в выборе буквы (б или п? г или к? в или ф? и др.). Обоснование выбора буквы (“Рабочая тетрадь”, упр. 32, с. 16). Самооценка и взаимопроверка правильности выполнения задания.
8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Чему вы учились на уроке? Когда написание буквы парного согласного звука надо проверять?”
Домашнее задание
Выполнить устно последнее задание в упр. 47 (учебник, с. 28).