Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Связь слов в предложении - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить понимать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; уточнить представления о предложении и его существенных признаках; формировать умения определять границы предложения в деформированном тексте и в тексте, предложенном учителем на слух; выбирать знак для обозначения конца предложения и обосновывать его выбор; составлять предложения из слов, объединяя их по смыслу и в соответствии с данной схемой предложения; развивать умение сотрудничать со сверстниками и оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания: выразительное чтение выписанных из учебника литературного чтения предложений и обоснование знаков препинания в них.
2. Повторение сведений о предложении. Завершение неоконченных предложений (устно):
Предложение — это слово или несколько слов, которые ... .
В устной речи одно предложение отделяется от другого ... .
На письме начало предложения обозначается ... .
В конце предложения ставится ... .
3. Применение приобретённых знаний в ходе деления текста на предложения, их выразительное чтение, обоснование знаков препинания в тексте (учебник, упр. 24, с. 26). Выполнение устных заданий. Работа со словарными словами быстро и скоро. Запись первого и последнего предложений. (Как быстро пролетело лето! Скоро и птицы улетят в тёплые края.)
4. Чтение познавательной задачи урока: “Как составить из слов предложение?” Определение целей урока (выяснить, как составить из слов предложение, учиться составлять из слов предложения). Наблюдение за связью и порядком слов в предложении (учебник, упр. 25, с. 26). Обращается внимание на то, что слова первой группы могут составить предложение, так как понятна тема будущего предложения, однако слова нужно объединить по смыслу и изменить порядок слов; слова второй группы не могут составить предложение, так как их нельзя объединить по смыслу. Выполнение устных и письменных заданий.
5. Работа со словарным словом ветер. Выяснение значения этого слова: “движение потока воздуха в горизонтальном направлении”. (Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. (Н. Некрасов.) Работа над пониманием различия в значении слов ветер и ветерок. Наблюдение за произношением и написанием слов ветер, ветерок, запись их в тетрадь. Обсуждение: “Когда так говорят: “Не бросай слов на ветер”?”
6. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (учебник, упр. 26, с. 27). Ответы на вопрос учителя: “Что нужно сделать со словами, чтобы получилось предложение?” Проверка высказанных мнений с помощью рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 27).
7. Работа с заданиями в “Рабочей тетради”: чтение диалога, определение, как его распознать в письменной речи, обсуждение знаков конца предложений (упр. 16, с. 10); составление из слов предложений (упр. 17, с. 10). Обсуждение ответов на вопрос учителя: “Как составить из слов предложение?” Воспроизведение знаний об оформлении предложений в стихотворном тексте.
8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Чему вы учились сегодня на уроке? Как составить предложение из слов? Как составить предложение из слов, данных в начальной форме?”
Домашнее задание
Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 18, с. 10, упр. 19, с. 11).