Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Особенности проверочного и проверяемого слов - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; уточнить представления о проверяемом и проверочном словах для слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным; формировать умения различать формы одного слова и однокоренные слова, различать проверочное и проверяемое слова, находить для проверяемого слова проверочное; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Чтение выписанных из “Орфографического словаря” слов с парным по глухости- звонкости согласным на конце (“Рабочая тетрадь”, упр. 21, с. 11). Обсуждение: “Почему на конце слова написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, надо проверять? Когда ещё написание парного по глухости-звонкости согласного звука в корне надо проверять?”
2. Наблюдение за единообразным написанием корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах, за произношением парного по глухости-звонкости согласного звука в корне, когда он находится (в сильной позиции) перед гласным и н, когда он находится (в слабой позиции) в конце слова и перед согласным (учебник, упр. 31, с. 20). Подведение детей к выводу о единообразном написании гласных и согласных в корне слова (учебник, с. 20). Запись тех слов, в которых написание выделенной буквы (учебник, упр. 31, с. 90) надо проверять.
3. Чтение пословиц. Объяснение: “Почему надо проверять написание выделенных в словах букв?” (учебник, упр. 32). Обсуждение: “Какое слово надо подобрать, чтобы проверить написание выделенной согласной?” (Мороз — морозы, морозный; нос — носы, носик; снег — снега, снеговик и др.) Запись любой пословицы (учебник, упр. 32, с. 20) по памяти, или списывание пословиц с подчёркиванием букв, написание которых надо проверять, или выписывание из пословиц слов с согласными, написание которых надо проверять.
4. Воспроизведение и уточнение знаний о проверяемом и проверочном словах (учебник, с. 21): проверочным словом может быть однокоренное слово или то же слово, но в другой форме; в проверочном слове буква, обозначающая парный согласный звук, должна быть перед гласным или согласным звуком [н]. Запись слов из определения (учебник, с. 21): сначала проверочного, затем проверяемого (ястребы — ястреб), подчёркивание буквы согласного звука, требующего проверки.
5. Распознавание проверяемого и проверочного слов, обоснование их выбора. Устное выполнение заданий (учебник, упр. 33, с. 21).
6. Слуховой диктант: учитель называет пары слов, ученик должен определить, в каком слове написание буквы согласного звука в корне надо проверять и будет ли проверочным для него другое слово. Слова для диктанта: дуб — дубы, дрозд — дрозды, лев — львы, стриж — стрижи, груз — грузы, столб — столбы, рыбка — рыба.
7. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Чему вы учились на уроке? Какое слово называют проверяемым? проверочным? Приведите примеры”.
Домашнее задание
Выполнить письменное задание учебника (упр. 33, с. 21).