Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; повторить правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч; формировать умения соблюдать правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт, работать с “Орфоэпическим словарём”, применять правило при написании слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Чтение слов с изучаемыми буквосочетаниями, объяснение их написания (“Рабочая тетрадь”, упр. 3, с. 4).
2. Определение темы и познавательной задачи урока. Ответы на вопросы учителя: “Какую орфограмму вы продолжите изучать на уроке? Как пишутся буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? Чему вы продолжите учиться на уроке?” (Учиться правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, чт, нч, щн.)
3. Упражнение в умении различать в словах буквосочетания чт, чк, нч и отличать их от других буквосочетаний (учебник, упр. 5, с. 5). Обобщение: “Какие буквосочетания вы учились различать? Как они пишутся?”
4. Работа над значением и правописанием словарного слова тарелка. Чтение неоконченного предложения: “Кувшин, чашка, ... — это ...”. Ответы на вопросы: “Как одним словом можно назвать перечисленные предметы? Чем интересно слово посуда? Добавим в предложение название ещё одного предмета, для этого вспомним, из какой посуды угощала лиса журавля в сказке “Лиса и журавль”. Выяснение значения слова тарелка (посуда круглой формы с плоским дном и приподнятыми краями). Сравнение произношения и написания слова. Вывод: “Написание какой буквы в слове тарелка надо запомнить?” Запись слова.
5. Упражнение в обосновании написания слов с пропущенными орфограммами. Угадывание сказок, из которых взяты предложения (учебник, упр. 7, с. 6).
6. Упражнение в замене звуковых обозначений буквенными, в распределении слов на две группы по виду орфограмм: с буквосочетаниями чк, чн и с мягким знаком (ь) — показателем мягкости (учебник, упр. 6, с. 6). Подбор однокоренных слов к выделенным словам.
7. Упражнение в правильном произнесении слов с буквосочетаниями чн, чт (учебник, упр. 8, с. 6; “Рабочая тетрадь”, упр. 8, с. 6). Проверка правильности произношения по “Орфоэпическому словарю”: “В каком словаре можно проверить, правильно ли произнесены слова с буквосочетаниями чн, щн, чт?” (учебник, с. 133).
8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Чему вы учились на уроке? В каких буквосочетаниях после шипящих не пишется мягкий знак (ь)? Почему?”
Домашнее задание
Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 4, с. 4; упр. 5, с. 5).