Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным - Урок 2 - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; формировать умения обозначать мягкость согласного звука мягким знаком (ь) на конце слова и в середине слова перед согласным; совершенствовать умение работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста, находить и записывать ответы на вопросы по содержанию текста; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Выполнение заданий 5, 6 в разделе “Проверь себя” (учебник, с. 128).
3. Упражнение на развитие орфографической зоркости (“Рабочая тетрадь”, упр. 136, с. 62) и навыка грамотного письма (“Рабочая тетрадь”, упр. 138, с. 63). Взаимопроверка.
4. Работа по развитию речи. Чтение текста (учебник, упр. 208, с. 127). Определение темы текста: о ком и о чём говорится в тексте. Выделение предложений, в которых даётся описание белька. Соотнесение текста и рисунка. Подбор заголовка к тексту.
5. Определение того, сколько частей можно выделить в тексте и почему, к каким из них можно нарисовать рисунки. Чтение вопросов к тексту и обсуждение: “К каким частям текста могут подойти вопросы? К какой части нет вопросов? Где тюлени оставляют своих детей?” Обобщение: данные вопросы и будут планом изложения.
6. Составление фрагментов текста. Обсуждение: “Сколько предложений в каждой части? Какие слова надо обязательно использовать, какие слова надо употребить, чтобы не было повторов слов: мать (она), белёк (детёныш, малыш, он)?” Обращается внимание на изученные орфограммы и на то, как отделяется одна часть текста от другой.
7. Запись текста по вопросам (книги при написании изложения должны быть закрыты).
1) Где лежал белёк? (На льдине.)
2) Кого так называют — белёк? (Детёныш, тюлень.)
3) Какой был белёк? (Шёрстка, белая, пушистая, как рукавичка, глаза как бусины, нос, чёрные.)
4) Кто и когда приплыл к бельку? (Мать, утро.)
5) Что она сделала? (Покормила, малыш, уплыла, молоко.)
8. Проверка написанного (оформление частей, содержание, орфография).
9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Чему учились на уроке? Как вы развивали свою речь?”
Домашнее задание
Выполнить задания учебника (упр. 209, с. 128) и “Рабочей тетради” (упр. 138, 139, с. 63).
НАШИ ПРОЕКТЫ. “ПИШЕМ ПИСЬМО”
Цели: развитие речи, творческого воображения, навыка грамотного письма; формирование ценностного отношения к окружающему миру; создание праздничного новогоднего настроения.
Рекомендации: работа над этим проектом (знакомство с темой, заданиями) может быть осуществлена как на уроках русского языка (если позволяет время), так и во внеурочной деятельности, во время внеклассных занятий по русскому языку, а также на комбинированных уроках (уроки русского языка и литературного чтения).
Этапы осуществления проекта:
1. Знакомство с проектом. Чтение письма Деду Морозу, написанного девочкой Лизой (учебник, с. 129).
2. Придумывание окончания рассказа. Обсуждение сочинённых концовок.
3. Выяснение детского опыта написания писем Деду Морозу: “А вы писали письмо Деду Морозу? Сбывались ли ваши желания?”
4. Обдумывание содержания письма Деду Морозу. Ответы на вопросы учителя: “Какое письмо Деду Морозу вы бы хотели написать в этом году? Какое желание (или подарок) является для вас самым ценным и важным?”
Обсуждение структуры письма. Ответы на вопросы учителя: “Как нужно начать письмо, чтобы Деду Морозу было приятно его читать? Что можно рассказать о себе? Как вежливо выразить своё желание? Какими словами вы бы закончили своё письмо?”
5. Составление письма Деду Морозу каждым ребёнком дома (или в классе).
6. Презентация: возможные ответы Деда Мороза (если дети захотят ими поделиться с одноклассниками).